Глоссарий

Здесь публикуются толкования и определения наиболее важных и часто используемых профессиональных терминов и понятий из области эргономики, инженерной психологии, usability engineering.

Если у Вас есть интересные определения и толкования, присылайте их Ярославу Перевалову для публикации, если у Вас есть дополнения и уточнения, просьба обсудить их на Форуме.


Usability
Эргономика / Human Factors
Инженерная психология
Психология труда
Эстетика техническая
GUI Designer
Пользовательский интерфейс (ПИ / ГИП / GUI) Метафора ПИ
Парадигма ПИ
Процесс проектирования
Эргономические принципы проектирования
Методы исследования
Эргономические требования и рекомендации
Методики оценки эргономичности ПИ
Эргономическая экспертиза (Usability-экспертиза) проекта —>


Usability

Usability Engineering - научно-прикладная дисциплина, служащая повышению эффективности, продуктивности и удобства использования инструментов деятельности.

DRAFT INTERNATIONAL ISO DIS 9241-11 STANDARD даёт подробное определение usability и близких терминов.

Як.Нильсен понимает usability как "... качество работы пользователя в некоторой интерактивной среде (web-сайт, программа, и пр.)".

Это понимание нуждается в уточнении, т.к. качество работы — довольно общее понятие. Качество работы может зависеть как от особенностей (способностей, навыков, и пр.) субъекта труда, так и от характеристик орудий труда. Usability — это качество использования самого инструмента. Оно выражается в тех и только тех характеристиках орудия, от которых зависит эффективность деятельности.

Уточняя вышесказанное, можно определить usability как "совокупность свойств инструмента, влияющих на эффективность его использования в конкретной предметной деятельности, и выражающихся в применимости данного инструмента, легкости его освоения и использования, воспроизводимости полученных навыков, в низкой частоте ошибок, в субъективном удовольствии, и пр. факторах.

Объектом приложения для software usability является программный продукт.
Объектом приложения для web-usability является веб-сайт.

Usability-исследование — сбор данных о пользователях, их предметной деятельности и орудиях труда, с целью выявления направлений совершенствования последних.
U-исследование есть один из видов деятельности usability-инженера.
При проведении U-исследования как правило, используются методы инженерной психологии, а также специально разработанные методики, тесты, анкетирование пользователей и т.д. Результаты U-исследования являются основой для построения системы проектных требований и рекомендаций по совершенствованию инструмента деятельности, а также служат базисом для разработки концептуальной проектной схемы пользовательского интерфейса.

Синонимы и близкие понятия: эргономика программных продуктов, удобство использования, эффективность использования, практичность, пригодность, используемость, эргономичность, потребительские качества продукта.

Ссылка по теме (спасибо Константину Самойлову): Usability Of Artefacts By Turkka Keinonen


Эргономика / Human Factors

Эргономика (от греч. ergon работа и nomos закон) — научно-прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком.

Эргономика отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда.
Основной объект исследования эргономики — системы «человек-машина», в т. ч. и т. н. эргатические системы; метод исследования — системный подход.
(
Энциклопедия «Кирилл и Мефодий» )

Эргономика - дисциплина, изучающая движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах работ. Эргономика исследует не только анатомические и физиологические, но также и психические изменения, которым подвергается человек во время работы. Результаты эргономических исследований используются при организации рабочих мест, а также в промышленном дизайне.
( © Е.В.Савицкая, О.В.Евсеев "Экономический словарь для юных бизнесменов" :)

Эргономика — отрасль междисциплинарная, черпающая знания, методы исследования и технологии проектирования из следующих отраслей человеческого знания и практики:

  • Инженерная психология
  • Психология труда, теория групповой деятельности, когнитивная психология
  • Конструирование
  • Гигиена и охрана труда, научная организация труда
  • Антропология, антропометрия
  • Медицина, анатомия и физиология человека
  • Теория проектирования
  • Теория управления

Эргономика условно делится на три подобласти:

  • Микро-эргономика – исследование и проектирование систем «человек – машина».
    Сюда-же включаются интерфейсы «человек-компьютер» (компьютер рассматривается как часть машины – например, в кабине истребителя есть дисплеи), — как аппаратные интерфейсы, так и программные. Соответственно, «эргономика программного обеспечения» – это подраздел микроэргономики. Сюда же относятся системы «человек-компьютер-человек», «человек-компьютер-процесс», «человек - программа, ПО, ОС».
  • Миди-эргономика – исследование и проектирование систем «человек – рабочая группа, коллектив, экипаж, организация», «коллектив - машина», «человек-сеть, сетевое сообщество», «коллектив - организация»,
    Сюда входит и проектирование организаций, и планирование работ, и обитаемость рабочих помещений, и гигиена труда, и проектирование АРМ залов с дисплеями общего пользования, проектирование интерфейсов сетевых программных продуктов, и многое, многое другое. Исследуется взаимодействие на уровне рабочих мест и производственных задач.
  • Макро-эргономика – исследование и проектирование систем «человек – социум, общество, государство», «организация - система организаций».

Система «человек-машина» — сложная система, в которой человек-оператор (группа операторов) взаимодействует с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, управления, обработки информации и т.д. Система «человек-машина» является предметом исследования системотехники, инженерной психологии, эргономики.( Энциклопедия «Кирилл и Мефодий» )

Human Factors (HF) - американское название европейской Ergonomics.

Deborah M. Licht и Со. в статье (стр. 13), посвящённой определениям эргономики, утверждает, что термин HF подразумевает более широкий спектр различных понятий и характеристик, в то время как понятие Human Factors Engineering (HFE) направлено на проектирование конечного продукта, а важным моментом в определении эргономики является изучение процесса трудовой деятельности.

Human-Computer Interaction (HCI), человеко-компьютерное взаимодействие - иностранное название научно-иследовательского направления в эргономике. HCI накапливает теоретическую базу исследованиий качества, характера и последствий взаимодействий человека с вычислительной техникой.


Инженерная психология

Инженерная психология — отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности; результаты изысканий используются для оптимизации деятельности людей в системах «человек-машина», а также в эргономике при проектировании новых технических средств и технологий.
(Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»)


Психология Труда

Психология труда — отрасль психологии, изучающая психологические аспекты трудовой деятельности. Возникла на рубеже 19-20 вв. в связи с научной организацией труда (НОТ) и решением вопросов профессионального отбора, профессиональной ориентации, борьбой с профессиональным утомлением, несчастными случаями и т. д. Широко применяются тесты; получила развитие психология профессий (напр., авиационная, космическая психология, психология конвейерного труда, сельскохозяйственных профессий и т. д.). Развивается в контакте с физиологией труда, инженерной психологией, эргономикой, технической эстетикой и др.
( Энциклопедия «Кирилл и Мефодий» )


Эстетика техническая

Эстетика техническая — изучает социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для обеспечения наилучших условий труда, быта и отдыха людей. Составляя теоретическую основу дизайна, эстетика техническая изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества художника-конструктора (дизайнера).
( Энциклопедия «Кирилл и Мефодий» )


GUI Designer

GUI Designer инженер-проектировщик пользовательского интерфейса.
Это не "дизайнер" (художник-конструктор).

GUI Designer должен знать и уметь применять основные стандарты проектирования ПИ, владеть средствами быстрого прототипирования.

В его обязанности входит: трансформация эргономических требований в проектные эргономические решения, разработка проектных спецификаций по GUI, прототипирование пользовательского интерфейса. Исходную информацию GUI Designer получает от Usability-инженера и/или инженерного психолога, разработанные спецификации и прототипы передаёт GUI-программисту.


Пользовательский интерфейс (ПИ, User Interface, UI, интерфейс пользователя)

Объединяет в себе все элементы и компоненты программы, которые способны оказывать влияние на взаимодействие пользователя с программным обеспечением.
К этим элементам относятся:

  • средства отображения информации, отображаемая информация, форматы и коды;
  • командные режимы, язык пользователь-интерфейс;
  • устройства и технологии ввода данных;
  • диалоги, взаимодействие и транзакции между пользователем и компьютером;
  • обратная связь с пользователем;
  • поддержка принятия решений в конкретной предметной области;
  • порядок использования программы и документация на нее.

Е.А. Мирошниченко предлагает следущее определение:

Интерфейс пользователя - система правил и средств, регламентирующая и обеспечивающая взаимодействие программы с пользователем.

Это определение является частным случаем определения интерфейса вообще:
Интерфейс - система правил и средств, регламентирующая и обеспечивающая взаимодействие нескольких процессов или объектов.

Здесь обязательно следует выделять как средства (объекты, элементы), так и правила (стандарты, протоколы). Термин "система" указывает на то, что все эти элементы находятся в осмысленной взаимосвязи.

Синонимы и близкие понятия: графический интерфейс пользователя (ГИП, GUI), интерфейс "человек-компьютер", интерфейс "человек-программа".

 

Статьи Персоналии Группы Библиотека Глоссарий Обучение Форум Ссылки    ©Yaroslav Perevalov

Реклама: