Usability.Ru | Глоссарий |
||||||||
|
Здесь публикуются толкования и определения
наиболее важных и
часто используемых профессиональных терминов
и понятий из
области эргономики, инженерной
психологии, usability engineering.
Если у Вас есть интересные определения и толкования, присылайте их Ярославу Перевалову для публикации, если у Вас есть дополнения и уточнения, просьба обсудить их на Форуме.
Usability
Usability Usability Engineering - научно-прикладная дисциплина, служащая повышению эффективности, продуктивности и удобства использования инструментов деятельности. DRAFT INTERNATIONAL ISO DIS 9241-11 STANDARD даёт подробное определение usability и близких терминов. Як.Нильсен понимает usability как "... качество работы пользователя в некоторой интерактивной среде (web-сайт, программа, и пр.)". Это понимание нуждается в уточнении, т.к. качество работы — довольно общее понятие. Качество работы может зависеть как от особенностей (способностей, навыков, и пр.) субъекта труда, так и от характеристик орудий труда. Usability — это качество использования самого инструмента. Оно выражается в тех и только тех характеристиках орудия, от которых зависит эффективность деятельности. Уточняя вышесказанное, можно определить usability как "совокупность свойств инструмента, влияющих на эффективность его использования в конкретной предметной деятельности, и выражающихся в применимости данного инструмента, легкости его освоения и использования, воспроизводимости полученных навыков, в низкой частоте ошибок, в субъективном удовольствии, и пр. факторах. Объектом приложения для software usability является программный продукт.
Usability-исследование — сбор данных о
пользователях, их предметной деятельности и орудиях труда, с целью
выявления направлений совершенствования последних. Синонимы и близкие понятия: эргономика программных продуктов, удобство использования, эффективность использования, практичность, пригодность, используемость, эргономичность, потребительские качества продукта. Ссылка по теме (спасибо Константину Самойлову): Usability Of Artefacts By Turkka Keinonen Эргономика / Human Factors Эргономика (от греч. ergon работа и nomos закон) — научно-прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком.
Эргономика
— отрасль науки, изучающая
человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях
производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса
труда. Эргономика -
дисциплина, изучающая движение человека в процессе производственной
деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при
конкретных видах работ. Эргономика исследует не только анатомические и
физиологические, но также и психические изменения, которым подвергается
человек во время работы. Результаты эргономических исследований
используются при организации рабочих мест, а также в промышленном
дизайне. Эргономика — отрасль междисциплинарная, черпающая знания, методы исследования и технологии проектирования из следующих отраслей человеческого знания и практики:
Эргономика условно делится на три подобласти:
Система «человек-машина» — сложная система, в которой человек-оператор (группа операторов) взаимодействует с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, управления, обработки информации и т.д. Система «человек-машина» является предметом исследования системотехники, инженерной психологии, эргономики.( Энциклопедия «Кирилл и Мефодий» ) Human Factors (HF) - американское название европейской Ergonomics. Deborah M. Licht и Со. в статье (стр. 13), посвящённой определениям эргономики, утверждает, что термин HF подразумевает более широкий спектр различных понятий и характеристик, в то время как понятие Human Factors Engineering (HFE) направлено на проектирование конечного продукта, а важным моментом в определении эргономики является изучение процесса трудовой деятельности. Human-Computer Interaction (HCI), человеко-компьютерное взаимодействие - иностранное название научно-иследовательского направления в эргономике. HCI накапливает теоретическую базу исследованиий качества, характера и последствий взаимодействий человека с вычислительной техникой. Инженерная психология Инженерная психология — отрасль
науки, изучающая психологические особенности труда человека при
взаимодействии его с техническими средствами в процессе
производственной и управленческой деятельности; результаты изысканий
используются для оптимизации деятельности людей в системах
«человек-машина», а также в эргономике при
проектировании новых технических средств и технологий.
Психология Труда Психология
труда — отрасль психологии, изучающая психологические аспекты
трудовой деятельности. Возникла на рубеже 19-20 вв.
в связи с научной организацией
труда (НОТ) и решением вопросов профессионального отбора,
профессиональной ориентации, борьбой с профессиональным утомлением,
несчастными случаями и т. д. Широко применяются тесты; получила
развитие психология профессий (напр., авиационная, космическая
психология, психология конвейерного труда, сельскохозяйственных
профессий и т. д.). Развивается в контакте с физиологией труда,
инженерной психологией, эргономикой, технической эстетикой и
др. Эстетика техническая Эстетика техническая — изучает социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для обеспечения наилучших условий труда, быта и отдыха людей. Составляя теоретическую основу дизайна, эстетика техническая изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества художника-конструктора (дизайнера). ( Энциклопедия «Кирилл и Мефодий» )
GUI Designer GUI Designer— инженер-проектировщик пользовательского интерфейса.Это не "дизайнер" (художник-конструктор). GUI Designer должен знать и уметь применять основные стандарты проектирования ПИ, владеть средствами быстрого прототипирования. В его обязанности входит: трансформация эргономических требований в проектные эргономические решения, разработка проектных спецификаций по GUI, прототипирование пользовательского интерфейса. Исходную информацию GUI Designer получает от Usability-инженера и/или инженерного психолога, разработанные спецификации и прототипы передаёт GUI-программисту. Пользовательский интерфейс (ПИ, User Interface, UI, интерфейс пользователя) Объединяет в себе все элементы и компоненты программы, которые способны
оказывать влияние на взаимодействие пользователя с программным
обеспечением.
Е.А. Мирошниченко предлагает следущее определение: Интерфейс пользователя - система правил и средств, регламентирующая и обеспечивающая взаимодействие программы с пользователем. Это определение является частным случаем определения интерфейса
вообще: Синонимы и близкие понятия: графический интерфейс пользователя (ГИП, GUI), интерфейс "человек-компьютер", интерфейс "человек-программа".
|
||||||||
Usability.Ru | Статьи Персоналии Группы Библиотека Глоссарий Обучение Форум Ссылки ©Yaroslav Perevalov |
Реклама: