Ограничения человеческой памяти и usability web-сайта Практичность Web-сайта напрямую зависит от способности пользователей воспринимать и запоминать информацию. Если пользователи не смогут запомнить то, что им нужно, они потерпят неудачу. А это значит, что Web-сайт является неудачным. Считается, что человек способен удержать в памяти 7 ± 2 сущностей. Это число основано на исследовании Джорджа Миллера (George Miller). Миллер в частности, пытался понять, как люди воспринимают и хранят в памяти списки сложных числовых последовательностей. Он обнаружил, что обычный человек может запомнить от 5 до 9 сущностей (любой информации, например - слов). В итоге он сделал заключение, что емкость человеческой памяти - 7±2 сущностей. Это довольно гибкая концепция, так как "сущности" могут быть разными. Вы можете использовать как "маленькие" сущности, так и "большие". Вы можете поместить в одну сущность много информации. Например, целый эпизод фильма можно считать одной сущностью, даже если он очень длинный. Это свойство может оказаться очень полезным, потому что вы можете помочь пользователям своего сайта организовать информацию в сущности, группируя её. Например ссылки для глобальной навигации ("Контакты", "Карта сайта", "Поиск", и т.д.) можно разместить наверху страницы, а структуру подразделов расположить слева ("Отдел разработки", "Контроль качества" и т.д.). Раз возможности пользователей по запоминанию ограничены, вы должны оптимизировать свои страницы. Дальше - хуже... На самом деле дело обстоит гораздо серьезнее: в динамических средах (таких как Интернет) емкость памяти пользователя составляет всего лишь 2-3 сущности. Значит, перемещаясь по вашему сайту, пользователи способны уследить всего за 2 или 3 вещами. Они могут уже не помнить даже то, что было на предыдущих страницах. Миллер не требовал от людей запоминать меняющуюся информацию. Интернет же очень динамичен - JavaScript, CGI, гиперссылки, анимация и т.д. Парадигма способностей человеческой памяти должна быть поставлена на более реальную основу. Иначе говоря, пользователи вообще плохо запоминают информацию. Так что хотя исследование Миллера и является ценным источником информации, оно просто не отражает динамических свойств Интернета - врага человеческой памяти. На некоторый сайтах информация бывает разделена на несколько частей. Конечно, вся информация не должна быть на одной странице - это глупо. Однако разбивка на страницы ради удобства или эстетики не имеет смысла, если пользователь должен вспоминать предшествующую информацию. Скроллинг легче для пользователей, чем переходы от странице к странице. Напечатать даже очень большую статью целиком гораздо легче, чем постранично. Многие пользователи печатают Web-страницы, так как читать с экрана очень трудно. Вы должны потратить много времени, создавая видимую, простую в использовании и понимании навигационную структуру вашего сайта. Вы можете увеличить эфеективность работы пользователей, используя распознавание вместо вспоминания. Дайте пользователям всю необходимую информацию, чтобы они могли выбрать то, что хотят. Не заставляйте пользователей вспоминать информацию, например пароль, если это не является необходимым. И напоследок, некоторая пища для размышлений. Мне кажется, что успех поисковых систем в том, что они избавляют пользователя от необходимости загружать свою память. Поисковые системы сами вспоминают информацию за пользователей. Более того, пользователям не нужно ее хранить. Поисковые системы хранят и вспоминают информацию вместо пользователя. После вывода результатов поиска ему остается лишь распознать информацию. Это действительно очень интересный феномен - поисковые системы заменяют вспоминание разпознаванием. Следовательно, увеличивается эффективность и практичность. Несколько коротких советов
|