СсылкиКолонка автораСтатьиОбзоры программ и сайтовПримеры удачных решенийПримеры неудачных решенийЦентр Практичных Программ

Примерное содержание технического задания
по разработке пользовательского интерфейса
и тезисов по ведению переговоров

Андреев В.Н.

Пользовательский интерфейс должен соответствовать следующим показателям эффективности:

  1. Простота изучения предметной области и системы функционирования продукта.
  2. Естественность, привычность действий пользователя при взаимодействии с прикладной программой.
  3. Своевременное и подробное информирование пользователя в режиме запроса справки и его информационное сопровождение в on-line режиме об объектах, действиях и режимах работы.
  4. Сбалансированное, гармоничное использование цветографических возможностей аппаратного и программного обеспечения для отображения информации.
  5. Доброжелательность, эмоциональная выразительность текстов сообщений.
  6. Своевременная и достаточная информация о субъектах автоматизируемой деятельности, их действиях и правилах работы с ними.
  7. Установка, настройка отдельных характеристик интерфейса под индивидуальные предпочтения пользователя.

Дополнительные аспекты эффективности интерфейса приводятся в Приложении 1.

Ожидаемые результаты в процессе проектирования интерфейса

  1. Модель пользователя включает его социально-экономический портрет, опыт, установки и ожидания (на основе профессиограммы вместе с отделом маркетинга).
  2. Модель предметной области в представлениях пользователя, включает участников расчетов, объекты, характер их взаимосвязей (совместно с бизнес - аналитиком или постановщиком задач).
  3. Модель задач (заданий), включает цели, режимы, результаты взаимодействия, типовые ситуации и состояния, а также действия и операции участников.
  4. Модель поддержки пользователя, включает начальную обучающую программу, справочную систему со средствами поиска, многоуровневую on-line помощь.
  5. Модель способа взаимодействия, включает пошаговый древовидный сценарий, средства ввода-вывода данных, особенности языка взаимодействия, протоколы взаимодействия между участниками, правила работы с объектами.
  6. Модель отображения информации, включает покадровое разбиение в соответствии с режимом работы, позиционирование видов информации, цветографические решения участников, объектов и операций, а также средств ввода-вывода информации.
 

Этапы построения интерфейса

1. Построение модели типичного пользователя услугой

1.1 Социально-демографические сведения

Данные сведения необходимы для определения:

  • глубины и уровня детализации обучающей программы (необязательно компьютерной);
  • степени наглядности интерфейса (в плане использования метафор);
  • особенностей языка текстов и стиля взаимодействия;
  • профессиональной специфики лексики общения.

1.2 Опыт работы с компьютерами и прикладными программами.

Данные сведения необходимы для определения:

  • Содержание и время обучения;
  • объем и структура справочной системы;
  • привычный протокол (диалог) взаимодействия.

1.3 Изучение представления потребителей о функциональных возможностях прикладной программы и его ожиданиях.

Данные сведения необходимы для определения и отражения в интерфейсе:

  • бизнес-целей потребителя;
  • системы задач пользователя;
  • круга участников взаимодействия и правил их взаимодействия;
  • состав и характеристики данных, необходимых для выполнения задач пользователя;
  • структуры взаимодействия.

1.4 Выявление установок и ожиданий пользователей в связи с потреблением данной услуги.

Данные сведения необходимы для определения:

  • требований к участникам и средствам взаимодействия через выявления ожиданий пользователя;
  • требований к программной среде и аппаратуре;
  • набора изменяемых пользователем характеристик интерфейса.

2. Сравнение модели предметной области пользователя и проектировщиков программного продукта.

  1. Набор участников и их описание.
  2. Список объектов и их характеристика.
  3. Набор операций и их особенности.
  4. Правовая и техническая регламентация взаимодействия.

3. Разработка модели способа взаимодействия пользователя с интерфейсом.

  1. Выделение режимов работы и состояний взаимодействия.
  2. Определение ограничений на взаимодействия, нештатные ситуации.
  3. Методы ввода-вывода информации.
  4. Набор информационных окон и состав кадра.
  5. Последовательность и временные характеристики взаимодействия.

4. Построение модели отображения информации.

  1. Композиционное решение кадров.
  2. Прорисовка элементов.
  3. Цветовое решение.
  4. Динамические характеристики окон.
  5. Выбор шрифтов.

5. азработка модели поддержки пользователя.

  1. Программа первоначального обучения.
  2. Состав и структура справочной системы.
  3. Средства поиска в справочной системе.
  4. Семантический уровень on-line поддержки.
  5. Синтаксический уровень on-line поддержки.
  6. Исполнительский уровень on-line поддержки.

6. Оценка прототипа интерфейса.

  1. Наблюдение и регистрация работы пользователя.
  2. Опрос и анкетирование.
  3. Систематизация данных и разработка предложений по внесению изменений в интерфейс.

7. Разработка структуры технического описания программного продукта и пользовательских инструкций.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Некоторые факторы, препятствующие широкому распространению программного продукта, связанные с некачественным проектированием интерфейса “пользователь-программа”

Недостатки интерфейса Нарушения в деятельности Состояние пользователя Реакция пользователя
Отсутствие или недостаток обучения пользователя, плохая структурированность меню или нечитаемость текстов Невозможность в течение определенного времени найти средства (инструмент) в программе для решения конкретной задачи. Раздражение, неприязнь, желание бросить работу в данной программной среде Повторение обучения, обращение к справочной системе. При неудаче и сохранении интереса к услуге – выбор других программных продуктов
Бедная, невыразительная цветографическая композиция окон, множество однотипных моторных операций Пропуск текста и сообщений, увеличение времени поиска, рост числа ошибок при вводе, забывание последовательности действий, набора горячих клавиш и др. Снижение внимания, скука, монотония, уныние Потеря интереса к выполнению задачи. Уменьшение времени пользования данным программным продуктом, поиск других продуктов
Выбор многозначного или узкоспециального содержания, а также неподходящей формы представления данных, объектов и информации о работе программы Непонимание значения и особенностей объектов, а также режимов работы программы Чувство неопределенности напряженность, растерянность, утомление Действия “методов проб ошибок”, попытка вернуться к известному режиму работы, Обращение за on-line поддержкой, запросы к справочной системе, при неудачных попытках – отказ от продукта
Отсутствие целевой компоненты в текстах на экране, в том числе описания задач как глобальных, так и пошаговых. Непонимание задачи, особенностей функционирования продукта, конечного результата работы Чувство потери ориентации, смысла работы Случайное “блуждание” по меню, потеря интереса к продукту.
Неадекватность личной значимости результатов работы затраченным усилиям, времени, средствам. Сравнение полученных результатов и процесса работы с продуктом Чувство обманутости в ожиданиях, обиды, ощущение бесполезности усилий Формирование стойкого негативного отношения к продукту
Отсутствие или недостатки в пошаговом контроле действий пользователя, программные ошибки Появление неожиданных или ошибочных результатов в работе. Удивление, недоумение, расстерянность, боязнь отрицательных последствий Повтор операции, обращение к справочной системе или разработчику, при неоднократных ошибках –прекращение работы

Вернуться к списку статей