СсылкиКолонка автораСтатьиОбзоры программ и сайтовПримеры удачных решенийПримеры неудачных решенийЦентр Практичных Программ

Юзабилити интернет-форума

О usability веб-сайтов и интернет-магазинов пишется много статей, но вот одной темы почему-то до сих пор никто серьезно не касался – я говорю о usability интернет-форумов. Однако тема эта достаточно важная – по крайней мере потому что их, форумов, сейчас очень много и все большее количество людей посещает их каждый день. 

Хороший форум, как и хороший дизайн вообще, должен быть незаметным. Можно сказать, что посетители форумов преследуют две основные цели – общение и поиск информации. Следовательно хороший форум должен способствовать общению и нахождению информации, а не мешать этому.  В форумах циркулирует много подчас уникальной, а следовательно ценной, информации, поэтому указать посетителю на нужную ему информацию и отсеять ненужную – одна из главных задач любого форума.

Повышение usability форума ведет к постоянному возврату посетителей и привлечению новых. Кроме того, если форумом легко пользоваться, у посетителя остается хорошее впечатление, которое переносится и на владельца сайта, на котором находится этот форум. Если же на форуме размещается реклама, то увеличение количества посетителей напрямую приведет к повышению доходов от рекламы. 

Для того чтобы создать удачный с точки зрения usability форум, нужно учесть множество мелких аспектов, которые вместе и создадут у посетителя впечатление о форуме. Ввиду большого количества этих аспектов легко что-нибудь да забыть. Поэтому разберем основные моменты по отдельности.

Вначале традиционные, то есть давно известные и всем понятные:

Тема сообщения

Тема сообщения является наверняка самой сложной проблемой, потому что здесь все зависит от человека. Для читателя форума тема сообщения является пожалуй самым главным критерием для принятия решения – просматривать это сообщение или нет. В идеале тема должна содержать суть сообщения в сжатом виде – в нескольких словах. Однако любому человеку не только просто-напросто трудно сделать, но часто и просто лень. 

Поэтому посетители форума часто раздражаются, поняв, что текст сообщения полностью не соответствует теме, либо, сами об этом не зная, пропускают важную информацию из за неинформативности темы сообщения. Оба варианта не приносят ничего хорошего. 

Еще раз повторюсь, что проблема здесь в людях, поэтому единственное, что здесь можно сделать – разработать дизайн форума так, чтобы он частично помогал в решении этой проблемы. 

Один из нередко используемых вариантов - показывать начала самих сообщений (один-два абзаца) в списке вместе с заголовками. Недостаток: это резко уменьшает плотность сообщений на экране. 

Довольно интересный и необычный вариант можно встретить на форуме МАМА.РУ – тему сообщения можно заполнять, а можно и не заполнять. В последнем случае темой сообщения автоматически становится первая строчка самого сообщения, чего оказывается в большинстве случаев достаточно.   

Размер сообщения

Размер сообщения тоже может оказывать решающее влияние на то, будет человек читать его или нет, но почему-то об этом создатели большинства форумов не задумываются. В результате получается такая же ситуация, как и с темой сообщения -   посетитель злится, открыв сообщение с заголовком « RE: Интересная тема» и обнаружив там одну лишь строчку «И я так думаю».  

Следовательно размер нужно каким-то образом показывать уже в списке сообщений, до их просмотра. Лучше всего это показывать визуально, с помощью формы, цвета или размера,   чтобы человек воспринял это как дополнительную информацию, не читая. Но и просто цифра в килобайтах   все же лучше, чем ничего.

Размер нити

В большинстве форумов весь объем сообщений делится еще и на нити ( threads)   – последовательности сообщений. И здесь информация о размере темы, чаще всего выражающаяся в числе сообщений, является не лишней для посетителя. 

Пометки «Новое»

Любой форум постоянно меняется, поэтому для посетителя, который периодически заходит на форум, «разница» в состояниях форума между его текущим и последним посещением, которая в основном выражается в наличии новых сообщений, просто необходима.  

Есстественно, идеальный способ пометки сообщений «новыми» - соответствующий посещениям, то есть для каждого посетителя индивидуально показывается разница между его посещениями. В крайнем случае, если вышеописанную систему реализовать по каким-то причинам не удается, приемлемыми являются также варианты «новые за день», «за неделю» ... «за месяц» - в зависимости от посещаемости форума. 

Популярность нити

Популярность темы, выражающаяся в числе заходов в нее, служит еще одним вспомогательным критерием для решения посетителя  - смотреть ее или нет. Но и здесь есть свой подводный камень – если заголовок нити обманчив, множество посетителей заглянут в неё и уйдут, оставив однако после себя статистику. 

А следующие три «возможности», по крайней мере реализованные до конца, до сих пор не были мною встречены нигде: 

«Мои вопросы»

Если кто-то посылает свое сообщение в форум или задает вопрос, для него совершенно есстественным желанием является быть оповещенным, когда на его вопрос ответят.

На некоторых форумах такая возможность существует в виде посылки сообщения по электронной почте. Хотя такая система работает, результатом иногда может стать натуральное захламление вашего почтового ящика ответами. Кроме того у вас может быть несколько адресов, и вы забудете проверить тот, на который придут ответы. Ваш ящик может временно неработать, да и просто вы можете не хотеть, чтобы уведомление шло именно таким образом.

Так почему бы не делать этого прямо в форуме, чтобы зайдя в следующий раз, посетитель сразу увидел, есть ответы на его сообщения или нет?   

«Мои нити»

Не все нити обсуждения одинаково интересны для отдельно взятого посетителя. Почему же никто не пытается запомнить, в какие он заходит чаще – значит они интересуют его больше остальных, он следит за развитием событий в них. Это особенно актуально для больших форумов, где нитей много. 

«Мои оппоненты»

Когда человек достаточно долго общается в одном и том же форуме, он заочно «знакомится» с такими же постоянными посетителями, и поэтому для него сообщения от одного автора становится интереснее других.

Итак, как вы видите, возможностей для улучшения usability форумов предостаточно. Осталось только правильно их использовать, и благодарные посетители никогда больше не променяют ваш форум на чей-то другой.

 

5.07.2001

Вернуться в Колонку Автора