СсылкиКолонка автораСтатьиОбзоры программ и сайтовПримеры удачных решенийПримеры неудачных решенийЦентр Практичных Программ

Рекоммендации к интерфейсу поисковых запросов

Дж.Нильсен (Jackob Nielsen) в своих статьях уже высказал основные рекомендации по созданию удобного поиска на веб-сайтах. Однако эти рекомендации охватывают в основном только простой полнотекстовый поиск по сайту. Если же поисковый запрос построен на нескольких критериях, вы можете последовать рекомендациям, изложенным в этой статье. Если конечно вы хотите создать дейстительно удобный и эффективный инструмент поиска.

При проектировании интерфейса к любому поисковому запросу необходимо прежде всего не забывать о том, что пользователю не нужен поиск ради самого поиска. Основная цель пользователя в данном случае – найти необходимую информацию.

Самым худшим случаем для него является отсутствие какого-либо результата поиска вообще. В этом случае пользователю трудно понять, действительно ли нужная ему информация отсутствует, либо он просто неправильно ввел запрос. Несколько сообщений «ничего не найдено» подряд, и вы можете навсегда попрощаться с этим пользователем. Поэтому таких результатов следует всеми силами избегать. Как именно – об этом в статье далее.

С описанной выше точки зрения поиск, принесший ненужные пользователю, но все же результаты, является меньшим злом. Как минимум эта информация поможет пользователю сориентироваться и переформулировать запрос.

Итак, вот эти простые рекомендации:

1. Формат ввода значений в любое поле запроса должен быть четко указан

В противном случае это не только замедляет скорость работы, заставляя пользователя гадать о "правильном" формате, но и напрямую влияет на результаты поиска - "неправильное" значение может привести к иным, чем ожидалось, результатам, или же вообще к их отсутствию. Например:

Плохо:   Дата выдачи документа:
Хорошо:   Дата выдачи документа: Например: 12/01/1998


2. Любые значения полей должны по возможности обрабатываться

Помните, что программа должна всю поступающую от пользователя информацию считать верной изначально. Сообщений об ошибке также следует всеми силами избегать. Поэтому помимо основного формата стоит предусмотреть и другие варианты. Например в предыдущем примере с датой введенное пользователем значение могло выглядеть ...

...так:  Дата выдачи документа:
...или так:  Дата выдачи документа:

Мы с вами прекрасно понимаем оба варианта. Почему же этого не может сделать программа?

3. Поля должны иметь начальные значения

Там где это возможно, стоит использовать значения полей по-умолчанию. Так как пользователю при этом придется только отредактировать текущее значение, вместо того чтобы вводить его полностью, это значительно ускорит его работу. Кроме того, значения полей по-умолчанию являются также неявным указанием на допустимый формат ввода. Как например вот здесь:

  Год выпуска: от   до

4. Предложите готовые варианты переформулированного запроса

Как совершенно правильно замечает Дж.Нильсен, большинство пользователей просто не знают, как переформулировать запрос в случае отсутствия приемлемых результатов поиска. Добавив немного «интелекта» в поисковую программу, мы сможем предложить пользователю уже готовые варианты релевантных запросов. Например:

Марка автомобиля: ВАЗ-2116
Результатов не найдено.
Возможно Вы имели в виду:
 ВАЗ-2106
 ВАЗ-21106
 ВАЗ-2115

5. Форма запроса должна оставаться на странице с результатами 

В этом случае пользователь всегда может сопоставить результаты с текстом запроса, не напрягая лишний раз свою память. Есть и второе, не менее важное преимущество - запрос можно переформулировать тут же, "не отходя от кассы". 

В заключении можно сказать, что вышеописанным рекомендациям активно следуют основные поисковые системы в Интернете,  в особенности Google.

1.Jackob Nielsen's Alertbox, May 13, 2001 Search: Visible and simple
2.Jackob Nielsen's Alertbox, July 15, 1997 Search and You May Find
3.Alan Cooper „About Face" (amazon.com)

9.09.2001

Вернуться в Колонку Автора