Рекоммендации к интерфейсу поисковых запросов Дж.Нильсен (Jackob Nielsen) в своих статьях уже высказал основные рекомендации по созданию удобного поиска на веб-сайтах. Однако эти рекомендации охватывают в основном только простой полнотекстовый поиск по сайту. Если же поисковый запрос построен на нескольких критериях, вы можете последовать рекомендациям, изложенным в этой статье. Если конечно вы хотите создать дейстительно удобный и эффективный инструмент поиска. При проектировании интерфейса к любому поисковому запросу необходимо прежде всего не забывать о том, что пользователю не нужен поиск ради самого поиска. Основная цель пользователя в данном случае – найти необходимую информацию. Самым худшим случаем для него является отсутствие какого-либо результата поиска вообще. В этом случае пользователю трудно понять, действительно ли нужная ему информация отсутствует, либо он просто неправильно ввел запрос. Несколько сообщений «ничего не найдено» подряд, и вы можете навсегда попрощаться с этим пользователем. Поэтому таких результатов следует всеми силами избегать. Как именно – об этом в статье далее. С описанной выше точки зрения поиск, принесший ненужные пользователю, но все же результаты, является меньшим злом. Как минимум эта информация поможет пользователю сориентироваться и переформулировать запрос. Итак, вот эти простые рекомендации: |
1. Формат ввода значений в любое поле запроса должен быть четко указан В противном случае это не только замедляет скорость работы, заставляя пользователя гадать о "правильном" формате, но и напрямую влияет на результаты поиска - "неправильное" значение может привести к иным, чем ожидалось, результатам, или же вообще к их отсутствию. Например:
Помните, что программа должна всю поступающую от пользователя информацию считать верной изначально. Сообщений об ошибке также следует всеми силами избегать. Поэтому помимо основного формата стоит предусмотреть и другие варианты. Например в предыдущем примере с датой введенное пользователем значение могло выглядеть ...
Мы с вами прекрасно понимаем оба варианта. Почему же этого не может сделать программа? 3. Поля должны иметь начальные значения Там где это возможно, стоит использовать значения полей по-умолчанию. Так как пользователю при этом придется только отредактировать текущее значение, вместо того чтобы вводить его полностью, это значительно ускорит его работу. Кроме того, значения полей по-умолчанию являются также неявным указанием на допустимый формат ввода. Как например вот здесь:
4. Предложите готовые варианты переформулированного запроса Как совершенно правильно замечает Дж.Нильсен, большинство пользователей просто не знают, как переформулировать запрос в случае отсутствия приемлемых результатов поиска. Добавив немного «интелекта» в поисковую программу, мы сможем предложить пользователю уже готовые варианты релевантных запросов. Например:
5. Форма запроса должна оставаться на странице с результатами В этом случае пользователь всегда может сопоставить результаты с текстом запроса, не напрягая лишний раз свою память. Есть и второе, не менее важное преимущество - запрос можно переформулировать тут же, "не отходя от кассы". В заключении можно сказать, что вышеописанным рекомендациям активно следуют основные поисковые системы в Интернете, в особенности Google. 1.Jackob Nielsen's Alertbox, May 13, 2001 Search:
Visible and simple 9.09.2001 |