Виктор Андреев

Элементы профессиограммы usability-специалистов

Usability инженер

Цели

Формирование устойчивых предпочтений у конечного пользователя вследствии повышение его удовлетворенности от работы с программным продуктом.

Создание конкурентных преимуществ продукции компании за счет всестороннего и полноценного учета человеческого фактора при проектировании и использовании программного продукта.

Задачи

Анализ бизнес требований, подготовка спецификаций по пользовательскому интерфейсу для проектной команды и руководства.

Перевод области деятельности заказчика в дизайнерские решения интерфейса.

Разработка методов и технологии тестовых испытаний пользовательского интерфейса, их проведение, а также анализ и обработка данных испытаний.

Оценка качества реализованного или разрабатываемого интерфейса.

Usability research - Подготовка предложений по направлениям развития продукта для менеджера проекта и высшего руководства на основе данных, полученных посредством обратной связи с заказчика и пользователем, а также на основании анализа последних разработок конкурентов и исследовательских лабораторий.

Ответственность

Отстаивание и защита интересов конечного пользователя на всех этапах разработки программного продукта.

Виды работ

Подготовка характеристик и описание конечного пользователя, формирование его портрета.

Обзор рыночных требований к продукту, проведение фокус групп и разработка профиля пользователя.

Разработка сценариев диалога пользователя.

Разработка бумажного прототипа интерефейса и  рабочего для оценки.

Разработка или применение методик тестирования интерфейса по показателям, соответствующим требований заказчика к работе пользователя.

Мониторинг новых продуктов на предмет особенностей и качества интерфейса.

Разработка спецификаций, руководств и стандартов по созданию и оценки пользовательского интерфейса.

Принятие решений по интерфейсу в течении разработки и тестирования.

Информационный архитектор, usability архитектор

Цели

Передача и повышения качества пользовательского представления, создание образа сайта (приложения).

Внесение предложений по улучшению качества работы пользователя на сайте на основе стратегического планирования роста возможностей сайта (для web).

Задачи

Идентификация и транслирование клиентских нужд и опыта пользователя в функциональные требования к интерфейсу.

Планирование usability тестирования, его проведение и обработка результатов.

Дизайн в процессе тестовых испытаний с клиентом.

Подготовка предложений по направлениям развития продукта для менеджера проекта и высшего руководства на основе данных, полученных посредством обратной связи с заказчика и пользователем

Ответственность

Адекватное соответствие разработанного интерфейса с представлениями пользователя о предметной области.

Нахождение баланса между требованиями бизнес - процессов, техническими возможностями и возможностями пользователя.

Виды работ

Участие в выявлении профессиональных целей и задач в деятельности пользователя, принятых заказчиком (потенциальным покупателем).

Проектирование информационной модели работы пользователя.

Согласование мнений о содержании, структуре и организации сайта (для Web).

Разработка макетов экранов и сценария диалога

Дизайнер по взаимодействию, Interaction Designer

Цели

Увеличение выгод заказчика от использования всех функциональных возможностей программного продукта, от надежности и производительности работы пользователя.

Задачи

Работа с заказчиками по определению и формированию установок и навыков работы.

Перевод области деятельности заказчика в дизайнерские решения интерфейса.

Оценка качества реализованного или разрабатываемого интерфейса.

Создание, поддержание и совершенствование единого фирменного стиля интерфейса.

Ответственность

Адекватное соответствие разработанного интерфейса сформированными им навыками работы по решению профессиональных задач.

Виды работ

Участие в выявлении профессиональных целей и задач в деятельности пользователя, принятых заказчиком (потенциальным покупателем).

Определение требований, запросов пользователя различными методами – опросы, наблюдения, фокусированные интервью.

Анализ привычного общения пользователей по решению профессиональных задач, выявление протокола, средств и способов общения.

Проектирование функциональной модели работы пользователя и модели диалога (набора рабочих задач, режимов работы, объектов воздействия, функциональных диаграмм и спецификаций).

Создавать прототипы коммуникации пользователя.

Создание прототипа интерфейса.

Проведение оценки достоинств и недостатков интерфейсов.

Проектировщик поведения, User Experience Designer

Цели

Формирование устойчивых предпочтений у конечного пользователя вследствии повышение его удовлетворенности от работы с программным продуктом.

Задачи

Выдвижение и проверка предположений о поведение пользователя, его установках и жизненном опыте.

Interface Creative Director Проектирование нового поведения пользователя.

Перевод области деятельности заказчика в дизайнерские решения интерфейса.

Проектирование и обоснованный выбор элементов интерфейса в соответствии с задачами, структурой и содержанием деятельности пользователя.

Разработка методов и технологии тестовых испытаний пользовательского интерфейса, их проведение, а также анализ и обработка данных испытаний.

Разработка требований к системе обучения и поддержки пользователя, документации для пользователей, при необходимости руководство данными направлениями.

Ответственность

Адекватное соответствие разработанного интерфейса с представлениями пользователя о предметной области и сформированными им навыками работы по решению профессиональных задач.

Виды работ

Вместе с менеджером по продукту (отдел маркетинга) определение целевой аудитории программного продукта. Описание конечного пользователя, формирование его портрета, исследование его целей деятельности  и культурно-этнических особенностей его поведения.

Определение требований, запросов пользователя различными методами – опросы, наблюдения, фокусированные интервью.

Определение уровня профессиональной подготовки пользователя для построения адекватной модели (представления) предметной области и соответствующей справочно-информационной поддержки.

Моделирование и объяснение взаимодействия пользователя с приложением.

Написание help, подсказок, реплик и других форм on - line поддержки пользователя.

Сбор и анализ данных с помощью обратной связи от пользователя.

Консультирование технических писателей, редактирование руководств, инструкций пользователя и др.

Usability Tester

Цели

Увеличение выгод заказчика от использования всех функциональных возможностей программного продукта, от надежности и производительности работы пользователя.

Задачи

Разработка методов и технологии тестовых испытаний пользовательского интерфейса.

Планирование usability тестирования и его проведение, а также анализ и обработка данных.

Ответственность

Обоснованность выбора тестовых методов  и объективность результатов испытаний пользовательского интерфейса..

Виды работ

Идентификация требований к пользовательскому интерфейсу, построение критериев его оценки, разработка показателей оценки.

Разработка и применение методик тестирования интерфейса по показателям, соответствующим требований заказчика к работе пользователя.

Подбор участников  для тестирования.

Сбор и анализ данных с помощью обратной связи от пользователя по результатам моделирования взаимодействия с предложенным прототипом интерфейса.

Подготовка отчетов о тестировании продукта, направленных на доработку продукта.

Систематизация ошибок разработчиков, создание правил и инструкций для них по usability  проблемам.

Разработка тестовых форм, шаблонов и руководств по оценки интерфейсов.

Дизайнер графического интерфейса Visual Designer

Цели

Формирование устойчивых предпочтений у конечного пользователя вследствии повышение его удовлетворенности от работы с программным продуктом.

Задачи

Проектирование и обоснованный выбор элементов интерфейса в соответствии с задачами, структурой и содержанием деятельности пользователя.

Создание, поддержание и совершенствование единого графмческого стиля интерфейса продуктов компании.

Ответственность

Удобство работы с графическим элементами интерфейса, адекватный задачам пользователя выбор цветографической композиции экраного кадра.

Виды работ

Определение требований, запросов пользователя к графическому интерфейсу.

Создание визуальной среды (метафоры).

Размещением информации на экране, подбор шрифтов, символики, цветовой композиции.

Разработка бумажного рабочего прототипа графического интерфейса.

Разработка спецификаций, руководств и стандартов по визуальному проектированию, в том числе стилевых руководств.

GUI разработчик (Developer) Разработка пользовательского интерфейса и програмирование на HTML, JavaScript, HFE – для Web.

Создание презентаций и демо-версий продукта.


Дата публикации: 2 апреля 2001 г.

©Usability.Ru Публикация материала только с согласия автора. При публикации ссылка на Usability.Ru обязательна!