Ярослав Перевалов
yar-home@yandex.ru

Карточка продукта: бизнес-аналитика по дешёвке или ТЗ для проектировщика интерфейса

Преамбула

Вот бывает так: подходит к вам менеджер проекта и говорит: дизайнер нарисовал макеты будущего проекта, надо обсудить. Ну и ты, юзабилити-специалист, заходи.

Собираются в том числе и маркетолог, тим-лидер разработки, другие ответственные лица, смотрят на картинки. И начинает тут юзабилити-специалист что-то невнятное гундеть про процесс проектирования, про сценарии взаимодействия, задавать неприятные вопросы типа "ну и кому это нужно, интересно, полезно?".

Вроде бы всем понятно, что за проект, но, как оказывается, у каждого участника игры собственное представление о ключевых моментах проекта. Возможен спор до хрипоты. Дизайнер мысленно рвёт на себе волосы, потому что первые макеты он рисовал со слов менеджера, и практически невозможно учесть (противоречивые) пожелания всех участников команды, и совсем непонятно, как в таких условиях что-то производить. Каждый новый агент влияния добавляет хаоса в общую картину.

Проблема, видится, в том, что по ходу было пропущено несколько важных этапов проектирования, а именно: сбор, анализ и формализация бизнес-требований, написание и согласование концепции проекта с ключевыми фигурами проектной команды. Проектировщик интерфейса не получил чёткого и согласованного ТЗ, проект буксует. Перечисленные этапы -- обычная работа для бизнес/системного аналитика. Но что делать, если в проекте не предусмотрена такая роль? Возможно, проект слишком прост и невелик для специально выделенного такого специалиста.

Выходом может быть выполнение минимального комплекса работ по бизнес-аналитике, написанию и согласованию концепции продукта. Концепция пишется по определённой схеме (шаблону) и является неплохим ТЗ на разработку пользовательского интерфейса продукта.

Такой (заполненный) шаблон я и называю карточкой продукта и собираюсь поделиться им сейчас с вами.

Кроме прямой выгоды (ТЗ для проектировщика интерфейсов), созданная карточка продукта обладает и другими полезными качествами -- ознакомившись и согласившись с концепцией, вся команда начинает разговаривать на одном языке, лучше понимать друг друга и иметь одинаковое представление о создаваемом продукте на самых ранних этапах разработки. Ну и вообще, полезно посмотреть на продукт с разных сторон, учесть разные дополнительные факторы, и только потом думать об интерфейсных решениях.

Поскольку карточка продукта больше всего нужна проектировщику интерфейсов, то, как правило, он сам и вынужден составлять такую карточку. Но и другие участники проекта также должны принимать активное и посильное участие, хотя бы в качестве источников мнений и информации. 

Проектировщику интерфейсов придётся на время влезть в шкуру аналитика и вооружиться такими методами сбора информации, как: 

Потом попытаться формализовать собранные данные в виде:

Назначение документа

Карточка продукта заполняется на этапе анализа и сбора требований для фиксации бизнес-требований к проекту. Все требования и описания карточки должны быть согласованы с ключевыми идеологами продукта (маркетинг/менеджмент/разработка). Рекомендуется любую проектировочную деятельность начинать с заполнения такой карточки. Карточка фактически является элементом ТЗ на проектирование интерфейса. Без систематизации и утверждения концептуальных и стратегических положений, изложенных в карточке, бессмысленно что-либо проектировать.

Карточка продукта ХХХ

Оглавление документа

Общее короткое описание продукта

ХХХ — это:

Цели проекта

Бизнес-модель

Краткое описание бизнес-модели.
Иными словами: какую пользу получает Компания-заказчик, и что за это получают пользователи. Или наоборот.


Дополнительные выгоды Компании-заказчику:

Заказчики и заинтересованные стороны

Описание целевой аудитории сервиса и контекста использования продукта

Результаты маркетинговых и юзабилити-исследований:

Модели пользователей

По каждой роли/группе/персонажу расписываем:

Основные-стратегические направления развития продукта

Перечислены стратегии развития продукта по степени убывания приоритетов:

  1. Первое
  2. Второе
  3. Третье и т.д.

KPI

Описаны ключевые показатели качества продукта:

Желательно включать в этот раздел только измеримые показатели.


Желательно включить сюда не только показатели производительности или прибыльности, но и юзабилити-метрики, и прочие важные потребительские свойства продукта.

Примеры:

Конкуренты

Главные конкуренты

По каждому конкуренту расписываем:

Прочие конкуренты

Сильные стороны, конкурентные преимущества нашего продукта

Дополнительные требования к продукту

Текущие интерфейсные решения ХХХ, недостатки:

Дата публикации: 22 сентября 2009 г.

©Usability.Ru
Публикация материала только с согласия автора. При публикации ссылка на Usability.Ru  обязательна!