Usability.Ru | Статьи | Персоналии | Коллективы | Библиотека | Глоссарий | Обучение | Форум | Ссылки |
Ярослав Перевалов
yar-home@yandex.ruКарточка продукта: бизнес-аналитика по дешёвке или ТЗ для проектировщика интерфейса
Преамбула
Вот бывает так: подходит к вам менеджер проекта и говорит: дизайнер нарисовал макеты будущего проекта, надо обсудить. Ну и ты, юзабилити-специалист, заходи.
Собираются в том числе и маркетолог, тим-лидер разработки, другие ответственные лица, смотрят на картинки. И начинает тут юзабилити-специалист что-то невнятное гундеть про процесс проектирования, про сценарии взаимодействия, задавать неприятные вопросы типа "ну и кому это нужно, интересно, полезно?".
Вроде бы всем понятно, что за проект, но, как оказывается, у каждого участника игры собственное представление о ключевых моментах проекта. Возможен спор до хрипоты. Дизайнер мысленно рвёт на себе волосы, потому что первые макеты он рисовал со слов менеджера, и практически невозможно учесть (противоречивые) пожелания всех участников команды, и совсем непонятно, как в таких условиях что-то производить. Каждый новый агент влияния добавляет хаоса в общую картину.
Проблема, видится, в том, что по ходу было пропущено несколько важных этапов проектирования, а именно: сбор, анализ и формализация бизнес-требований, написание и согласование концепции проекта с ключевыми фигурами проектной команды. Проектировщик интерфейса не получил чёткого и согласованного ТЗ, проект буксует. Перечисленные этапы -- обычная работа для бизнес/системного аналитика. Но что делать, если в проекте не предусмотрена такая роль? Возможно, проект слишком прост и невелик для специально выделенного такого специалиста.
Выходом может быть выполнение минимального комплекса работ по бизнес-аналитике, написанию и согласованию концепции продукта. Концепция пишется по определённой схеме (шаблону) и является неплохим ТЗ на разработку пользовательского интерфейса продукта.
Такой (заполненный) шаблон я и называю карточкой продукта и собираюсь поделиться им сейчас с вами.
Кроме прямой выгоды (ТЗ для проектировщика интерфейсов), созданная карточка продукта обладает и другими полезными качествами -- ознакомившись и согласившись с концепцией, вся команда начинает разговаривать на одном языке, лучше понимать друг друга и иметь одинаковое представление о создаваемом продукте на самых ранних этапах разработки. Ну и вообще, полезно посмотреть на продукт с разных сторон, учесть разные дополнительные факторы, и только потом думать об интерфейсных решениях.
Поскольку карточка продукта больше всего нужна проектировщику интерфейсов, то, как правило, он сам и вынужден составлять такую карточку. Но и другие участники проекта также должны принимать активное и посильное участие, хотя бы в качестве источников мнений и информации.
Проектировщику интерфейсов придётся на время влезть в шкуру аналитика и вооружиться такими методами сбора информации, как:
- Структурированные интервью с бизнес-экспертами
- Полевые исследования
- Маркетинговые исследования
- Анализ потребностей пользователей, характер их взаимодействия с продуктом
Потом попытаться формализовать собранные данные в виде:
- Описание бизнес-процессов
- Описание модели данных
- Описание моделей пользователей (цели, задачи, сценарии взаимодействия)
- Высокоуровневое описание архитектурных решений
Назначение документа
Карточка продукта заполняется на этапе анализа и сбора требований для фиксации бизнес-требований к проекту. Все требования и описания карточки должны быть согласованы с ключевыми идеологами продукта (маркетинг/менеджмент/разработка). Рекомендуется любую проектировочную деятельность начинать с заполнения такой карточки. Карточка фактически является элементом ТЗ на проектирование интерфейса. Без систематизации и утверждения концептуальных и стратегических положений, изложенных в карточке, бессмысленно что-либо проектировать.
Карточка продукта ХХХ
Общее короткое описание продукта
ХХХ — это:
- Краткое определение 1
- Краткое определение 2
- Краткое определение 3
Цели проекта
- Глобальная цель: (краткое описание глобальной-захватнической цели)
- Маркетинговая цель: (место на рынке, охват аудитории и пр.)
- Внутренняя цель: деньги, информация, трафик и пр.
Бизнес-модель
Краткое описание бизнес-модели.
Иными словами: какую пользу получает Компания-заказчик, и что за это получают пользователи. Или наоборот.
Дополнительные выгоды Компании-заказчику:
- Развитие бренда, если будет создан успешный, эффективный и качественный продукт.
- Повышение трафика, получение доходов от рекламы, продвижение сопутствующих сервисов и пр.
Заказчики и заинтересованные стороны
- Каким сервисам/группам/командам может быть полезен продукт
Описание целевой аудитории сервиса и контекста использования продукта
Результаты маркетинговых и юзабилити-исследований:
- Кому должен быть полезен продукт и почему. Желательно описать по группам с разными интересами.
- Как и в каких ситуациях люди будут использовать продукт; типовые ситуации, вызывающие потребность в использовании продукта (user stories)
- Рабочее окружение: оборудование, социальная среда, прерывания, повседневные процедуры и т.п.
Модели пользователей
По каждой роли/группе/персонажу расписываем:
- Цели пользователей
- Чем должны быть мотивированы пользователи продукта, зачем вообще нужен этот сервис пользователям
- Типовые задачи пользователей, отранжированые по важности/частоте использования
- Паттерны поведения
- Сценарии взаимодействия с продуктом
Основные-стратегические направления развития продукта
Перечислены стратегии развития продукта по степени убывания приоритетов:
- Первое
- Второе
- Третье и т.д.
KPI
Описаны ключевые показатели качества продукта:
- При каких условиях мы будем считать продукт успешным?
- При каких условиях мы будем считать продукт качественным?
- При каких условиях мы будем считать продукт востребованным на рынке?
- При каких условиях мы будем считать, что пользователи удовлетворены нашим продуктом и
тащатсясчастливы от его использования?Желательно включать в этот раздел только измеримые показатели.
Желательно включить сюда не только показатели производительности или прибыльности, но и юзабилити-метрики, и прочие важные потребительские свойства продукта.
Примеры:
- Число ...
- Количество ...
- Возврат пользователей на ... (проценты)
- Доля тех пользователей, которые ...
- ... рыночная доля в ряду конкурентов ...
- Повышение ... на ...%
- Снижение ... на ...% (например, расходы на поддержку или количество негативных откликов/жалоб)
Конкуренты
Главные конкуренты
По каждому конкуренту расписываем:
- Конкурент 1
- Достоинства:
- Д1
- Д2
- Д3
- Недостатки:
- Н1
- Н2
- Н3
Прочие конкуренты
- К1
- К2
Сильные стороны, конкурентные преимущества нашего продукта
- Описание маркетинговых характеристик продукта: рынок, преимущества, ценность, уникальность, функциональность, новизна, утилитарность, профессионализм, легкость использования и т.п.
- СС1
- СС2
- СС3
Дополнительные требования к продукту
- Дополнительные функции, повышающие удобство повторного использования продукта
- Технические ограничения в реализации
- Требования к дизайну
- Эмоциональные, социальные, психологические и пр. характеристики продукта
- Архитектурные требования и ограничения
- Требования к платформам (реализация и использование продукта)
- Описание потенциальных/реальных угроз
- и т.д. и т.п.
Текущие интерфейсные решения ХХХ, недостатки:
- Н1
- Н2
- Н3
Дата публикации: 22 сентября 2009 г.
©Usability.Ru
Публикация материала только с согласия автора. При публикации ссылка на
Usability.Ru
обязательна!
Usability.Ru | Статьи | Персоналии | Коллективы | Библиотека | Глоссарий | Обучение | Форум | Ссылки |