Наталья Кириллова
usabilist (собака) mail.ru

Рассказ о том, где и как учат юзабилити: взгляд изнутри

В России о юзабилити до сих пор знают немногие. Это, впрочем, легко объяснимо: юзабилистов у нас пока не готовят, а доморощенных - единицы. Кроме того, на практике зачастую бытует мнение о ненадобности таких специалистов: "Зачем нам юзабилити? - Ведь все и так работает!".

Сегодня я расскажу о том, где состоялось мое знакомство с интерактивным дизайном пользовательских интерфейсов и его ключевым принципом - юзабилити, о голландской Программе User System Interaction (USI), выпускницей которой я являюсь. Возможно, мой рассказ будет частично пересекаться с материалами, недавно представленными на 13-м юзабилити-семинаре моей коллегой по Программе, Диной Каримовой. Но надеюсь, что для тех, кто не смог посетить семинар, будет интересно узнать, что представляет собой Программа USI, и как туда можно попасть.

Структура программы

Программа User System Interaction при Техническом Университете г. Эйндховен (Нидерланды) (http://usi.ipo.tue.nl/index.asp) — это одна из немногих европейских программ, где можно научиться юзабилити и основам интерактивного дизайна. В целом, Программа нацелена на изучение взаимодействия человека и системы (user-system interaction, human-computer interaction). Программа довольно молодая: в 1998 году первые 20 человек были зачислены в ряды будущих интерактивных дизайнеров-юзабилистов.

Вот несколько причин, по которым, на мой взгляд, эту Программу можно назвать уникальной:

Двухгодичная программа логически разделена на две части: учебную и практическую.

Учебная часть состоит из 1-2-х недельных модулей, которые включают лекционные занятия и выполнение проектов в группах по 3-5 человек, в ходе которых закрепляется и применяется теоретический материал. Лекции читаются как местными профессорами, так и приглашенными из многих стран мира - Швеции, Италии, Великобритании, США и т.д. Список текущих модулей Вы можете найти на вышеупомянутом сайте Программы. В программу обучения также включены семинары, тренинги, постановка экспериментов и работа в юзабилити-лабораториях.

Вторая часть программы посвящена 9-тимесячному проекту в коммерческой или государственной компании. Это - дипломный проект, так называемый industrial project, который выполняется индивидуально. Он заканчивается защитой диплома и получением степени.

(Следует упомянуть, что программа расчитана на специалистов, уже имеющих высшее образование — post-graduate programm. Студентам выплачиваетяся стипендия, но жильё за свой счёт, стипендии хватает — Я.П.)

Кто и как туда поступает?

С одной стороны, поступить в Программу достаточно просто. Для первого тура нужно послать требуемый пакет документов (смотрите раздел Admission на сайте Программы). Второй тур - собеседование.

С другой стороны, есть свои особенности: критерии отбора кандидатов, скорее всего, довольно субъективны. Однако, не поддается сомнению, что большое внимание обращается на то, сможете ли Вы работать в команде, какой у Вас опыт и какова мотивация. Иногда детали, которые, на наш взгляд, могут помешать, неожиданно играют решающую положительную роль. Например, если в Голландии уже учится Ваша вторая половина, то, скорее всего, Вы поступите! Голландцы - очень гуманная нация, они за воссоединение семей.

Что касается национального состава, то обычно 10 мест резервируется для голландцев и 10 мест для всех остальных. В силу тех или иных причин, это соотношение может быть изменено, т.е. политика набора кандидатов достаточно гибкая. Ниже приведена сводная таблица состава участников Программы с 1998 по 2003 годы, из которой видно, что с 1998 года географические рамки Программы расширились, а участие в ней представителей СНГ стало уже традиционным.

 

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Белоруссия

4

2

1

2

3

Бельгия

1

Германия

1

1

1

Голландия

10

9

10

6

10

6

Греция

1

1

1

Израиль

1

Индия

1

3

1

Индонезия

1

7

Италия

1

Китай

2

1

Корея

1

1

1

Польша

1

2

1

1

Россия

4

1

1

2

1

США

1

Украина

2

4

4

1

1

Чили

1

1

Швеция

1

Главное- это работа в группах

Хочется обратить внимание на то, что почти 98% практической работы выполняется в группах. Таким образом, участники Программы не только осваивают новые дисциплины, но и учатся работать в команде с людьми, имеющими разное образование и менталитет. Коммуникабельность и умение работать в коллективе ставится здесь во главу угла, т.к. юзабилист - это посредник между конечным пользователем и техническим разработчиком интерфейса, с которыми он должен уметь эффективно общаться. Кроме того, мульти-дисциплинарные и многонациональные группы имеют предпосылки генерировать нестандартные, новые решения, что очень приветствуется. Представьте себе ситуацию: в одной команде работают психологи, технари, дизайнеры и т.д. Членам группы важно не только найти общий язык в процессе работы, но и привести идеи и вклад каждого к единому знаменателю, придти к решению, удовлетворяющему требованиям пользователя.

Что касается самих проектов, то они очень разные и охватывают все стадии жизненного цикла юзабилити инженерии (usability engineering life cycle): исследование требований пользователей, анализ задач, разработка концептуального и детального дизайна, создание прототипов, тестирование и анализ систем. Так, за 2 года я приняла участие более чем в 30 проектах.

Например, проект при моем активном участии в конце первого года относился к категории product design и назывался так: "Фото - пирамида: Разработка концепции пользовательского интерфейса для совместного просмотра цифровых фотографий" ('The Photo Pyramid: a device with a graspable user-interface for shared viewing of digital images', клиент- Philips Research, NatLab).

Дипломная же работа была веб - проектом: "Вопросы доверия и юзабилити в электронной коммерции на примере электронного страхования: Разработка и эмпирическое обоснование списка рекомендаций для создания страховых онлайновых систем" ('Usability and Trust in Online Travel Insurance: an Empirical Validation of Design Guidelines', клиент - Исследовательская группа Управления Технологическими Процессами при TUE).

Что полезного мы узнали?

За 2 года было изучено и отработано множество методов анализа задач, руководств и стандартов, способов оценки и тестирования интерфейсов, методов обработки данных. Постепенно вместе с этими знаниями приходит понимание и того, насколько аккуратным надо быть в выборе методологии, и как это влияет на конечный результат.
Кроме того, нельзя не отметить программу тренингов по развитию общих профессиональных навыков. Курсы по техническому письму (Technical English writing and editing), методам и технике проведения презентаций (Personal presentation, Presentation skills), навыкам ведения переговоров (Conversational skills), управлению проектами (Project -based management) и т.д., организованные профессиональными тренинговыми компаниями, были в высшей степени полезны. К сожалению, 2 года назад финансирование программы было урезано, что повлияло на длительность этих тренингов.

Кроме знаний и опыта, участники Программы также получают уникальную возможность познакомиться с последними результатами исследовательских проектов, которые ведутся в университете (например, платформа для взаимодействия 2D-объектов и 3D- изображений, которая может быть использована в архитектурном планировании или в медицине - The Visual Interaction Platform; тактильные интерфейсы и др.), а также в исследовательских лабораториях Филипса.

Была предоставлена возможность не только посмотреть, как работают на Филипсе, но и принять участие в совместных проектах и самое главное - посетить "умный дом" или "домашнюю лабораторию" (Philips HomeLab), напичканный последними разработками, которые являются примером интеграции новых технологий в домашнюю обстановку (www.Philips.com/research/ami/). Внешне это обычный дом с современной мебелью, картинами Ван Гога и даже полностью оснащенной кухней. Однако, там никто не живет. Временные жильцы могут находиться там от 24 часов до 2-х недель, в зависимости от проводимого исследования. В это время они ведут обычную жизнь, используя различные встроенные устройства (gadgets) и новые технологии, которые спроектированы работниками Филипса. К числу исследуемых прототипов относятся электроника, способная распознать ваш голос и движения, цифровой дисплей, вмонтированный в зеркало ванной комнаты, новые "игрушки", с помощью, которых дети развивают творческие способности и т.д. Исследователи внимательно ведут наблюдение за жителями этого дома с помощью вмонтированных повсюду крошечных камер, микрофонов и двухсторонних зеркал. Это позволяет изучать поведение людей в домашних условиях и их взаимодействие с новыми технологиями, тем самым проводя тестирование новых продуктов не в лаборатории, а в естественных домашних условиях.

Атмосфера

Атмосфера в программе очень дружеская и неформальная. Можно сказать, здесь есть все, чтобы чувствовать себя комфортно, начиная с рабочих условий и заканчивая отдыхом. Корпус, в котором проходят занятия (IPO building), расположен на территории довольно большого университетского кампуса с современными архитектурными сооружениями:

Университетский кампус 

IPO building

В пяти минутах ходьбы - замечательный спорткомплекс:

Спорткомплекс

Несмотря на то, что на территории кампуса есть несколько кафе-столовых, в распоряжении Программы USI находится своя комната отдыха, где можно и отдохнуть, и перекусить:

В распоряжении Программы USI находится своя комната отдыха, где можно и отдохнуть, и перекусить

В коридорах университета также присутствует неотъемлемый атрибут голландской жизни - кофе-автоматы (кофе голландцы поглощают в огромных количествах, не зависимо от времени суток).

Рабочий день участников Программы проходит в кабинетах, рассчитанных на 3-4 человека:

Рабочий день участников Программы проходит в кабинетах, рассчитанных на 3-4 человека

В свободном доступе находятся необходимое для проведения экспериментов оборудование и специальные юзабилити-лаборатории.

Несмотря на то, что система занятий дает все основания для того, чтобы снова почувствовать себя студентом, культивируется отношение друг к другу как к коллегам. Даже сам процесс обучения больше походит на обмен опытом. Именно поэтому здесь делается ставка на зрелость и сознательность: никто никого не принуждает учиться и работать. Все зависит только от Вашего желания узнать что-то новое и набраться опыта. Общепринятый стиль общения с профессурой — достаточно неформальный. Приветствуются дискуссии, критика, инициативность. Каковы бы ни были решения, предложенные Вами, все они воспринимаются профессорами со вниманием: ведь даже из самой абсурдной идеи порой можно извлечь рациональное зерно.

То, какой будет общественная жизнь, целиком и полностью зависит от самих участников Программы и от Вашей личной инициативы.

Несмотря на то, что Программа молодая, у нее уже есть свои традиции. Например, совершенно замечательное мероприятие с выездом за пределы города (Social event) проводится в начале каждого года для двух поколений: нового, только что прибывшего, и для проучившегося уже год. Ни о содержании мероприятия, ни о направлении выезда заранее не знает никто, кроме менеджеров и координатора Программы. Обычно координатор программы берет на себя роль гида, и только в самую последнюю минуту, уже в автобусе, раскрывает карты, оглашая список мероприятий на целый день.

Например, нашему выпуску за один день представилась возможность попутешествовать по Голландии почти на всех видах наземного транспорта: сначала мы ехали на автобусе, потом — по реке на каноэ, затем — по полям на велосипедах. После велосипедов нас ждал корабль с фуршетом и барбекю.

Наш выпуск USI-2003

Еще одно развлечение — это праздник Sinterklaas, который отмечается незадолго до католического Рождества.

Витрины магазинов начинают пестреть праздничными атрибутами и подарками — это шоколадные буквы и изображения Sinterklaas и его помощника-трубочиста Black Pete.

По легенде, ночью Sinterklaas карабкается по крышам и разбрасывает в трубы с помощью Black Pete конфеты и другие сладости. Утром дети находят шоколадные буквы, марципаны и сахарных зверушек, а также другие подарки в деревянных башмачках. Это дает им отличный повод заранее составлять список желаемых подарков.

Поэтому у каждого голландца праздник вызывает самые добрые воспоминая и положительные эмоции. Приобщение иностранцев к этому празднованию в Программе было инициировано нашей группой и, похоже, успешно поддерживается следующими поколениями:

USI Sinterklaas

Каждый должен сочинить стихи и подобрать небольшой подарок-сюрприз, которые затем вручаются друг другу.

Есть у Программы и более деловые традиции: открытая защита проектов в конце первого года (Case project), день открытых дверей, выезд на конференции и т.д.

Вручение дипломов и выпускной — это заключительное мероприятие, которое дает возможность младшему поколению поздравить выпускников и приготовить им сюрприз. Обычно это организация вечеринки, на которой уже стало традицией дарить памятные подарки и проводить юзабилити — викторины.

В заключение, немного критики

Хотя в целом USI Программа оставляет довольно положительные впечатления, не могу обойтись без нескольких слов критики, относящейся к 2001-2003гг. — времени моего пребывания там.

Во-первых, программа плохо рекламировалась и была плохо описана. Информация о ней передавалась, по большей части, из уст в уста, поэтому неудивительно, что в ней оказывались в основном знакомые знакомых.

Программа лекций также не была логически структурирована. Изначальная идея о восполнении пробелов знаний по психологии у технарей и технических знаний у гуманитариев не была полностью реализована.

Многие преподаватели не были готовы работать в мульти-дисциплинарной группе, с людьми разных профессий, что зачастую снижало эффективность занятий.

Но надо отдать должное голландцам: они открыты для критики. После каждого курса нас просили оставлять отзывы о преподавателе, о модуле и о необходимости этого модуля. Поэтому каждый год менеджмент старается улучшить Программу, внести усовершенствования в структуру занятий, хотя, благодаря голландскому бюрократизму, изменения происходят медленно.

Существует еще одно "узкое место", которое, как мне кажется, требует особого внимания. Это — связь Программы с реальными проектами, которая пока не отработана. Кроме того, что вот уже который год не самым лучшим образом дело обстоит с поиском заказчиков финальных проектов, есть еще одна сторона этого вопроса. Дело в том, что ежедневно в стенах Программы генерируются десятки идей, среди которых встречаются абсолютно уникальные. Однако, все эти идеи и решения обычно аккуратно складываются на полочку, и про них все забывают. И совершенно зря!

Вот простой пример. Недавно я прочла статью в Интернете, которая называлась "Новая технология передачи файлов pick-and-drop" ( http://www.server.md/news.php?nid=8883). Эта информация была опубликована также на сайте BBC (http://news.bbc.co.uk/2/hi/technology/3774747.stm). Цитирую: "Сотрудники исследовательской лаборатории японской корпорации Sony разработали оригинальную технологию передачи файлов с одного компьютера на другой, получившую название pick-and-drop ("взять и бросить", по аналогии с drag-and-drop)".

Летом 2002 года на одном из модулей в USI Программе мной была представлена индивидуальная разработка, суть которой та же, что и у исследователей Sony. Как эту идею использовал голландский университет? — Никак. Что с этой идеей сделали японцы? — Они уже сделали первый шаг к продвижению нового высокотехнологичного продукта на рынок.

Поэтому USI Программе хотелось бы пожелать больше гибкости и проявления коммерческого интереса к тому, чем занимаются ее питомцы, особенно в условиях ухудшения ее финансирования в последние годы.


Дата публикации: 29 сентября 2004 г.

©Usability.Ru
Публикация материала только с согласия автора. При публикации ссылка на Usability.Ru  обязательна!