Usability.Ru |
Новости |
Статьи |
Персоналии |
Коллективы |
Библиотека |
Глоссарий |
Уроки |
Форум |
Ссылки |
Алексей Копылов Материалы к докладу на 9-м Юзабилити-семинаре
Дайджест-рецензия на книгу
The Ethnographic Interview by James P. Spradley
Купить на АмазонеОпределение предмета этнографии
Этнография занимается изучением и описанием культуры социума.
Определение культуры, данное в книге
Культура это приобретенные знания, которые некоторая группа людей используют для интерпретации событий и реагирования на них.
В книге рассматриваются цели этнографии, как отдельной науки.
- Цель этнографии изучить культуру некоей группы людей или целого социума.
- Главная задача этнографии расшифровать символы присутствующие в культуре и определить их взаимоотношения.
- В данной книге язык является главным инструментом этнографического исследования. При создании описания некоей культуры очень важно, какой язык (исследователя или исследуемого) используется при этом.
- Спредли поднимает вопрос об этике работы этнографов.
- Спредли дает описание полного процесса этнографического интервью и для каждого этапа определяет его цели и задачи.
Процесс этнографического интервью
- Нахождение информантов
Успешности данного процесса препятствует масса вещей: ошибочное восприятие информантом роли исследователя (путаница с традиционными ролями, с другими исследовательскими ролями). Так же мешают собственные исследования информантов. Спредли дает описание всех подводных камней этого процесса.
- Проведение интервью
Спредли определяет, чем интервью отличается от других видов разговорных коммуникаций (монолог, дружеская беседа, лекция и так далее) и скрупулезно перечисляет элементы структуры типичного интервью, их взаимосвязь для того, что бы интервью было информативным. Так же автор дает советы, способствующие более естественному управления процессом интервью.
- Создание этнографических записей
Перечисляются все разновидности записей:
- краткий отчет;
- расширенный отчет;
- полевой журнал.
Даются правила использования предметных языков.
- Типы вопросов
Описательные вопросы позволяют получить массу полезной, но неструктурированной информации и подталкивают информантов на развернутые рассказы по заданной теме и заданной степени глубины. Так же Спредли рассматривает различные виды описательных вопросов и их роль в процессе проведения интервью.
Описательные вопросы могут касаться пространства, времени, событий, людей, видов деятельности, объектов.
- Анализ результатов интервью
Спредли объясняет, что значат символы для исследования культуры, как они связываются между собой и как они определяют смысл некоего события. Важный принцип: задавать вопросы надо по использованию того или иного культурного артефакта, а не по тому, что значит этот артефакт вообще.
- Проведение доменного анализа
Любая категория символов, которая может содержать другую категорию (категории), называется доменом.
Доменный анализ позволяет находить семантические связи между основными группами символов (доменами).
- Структурные вопросы
Структурные вопросы позволяют узнать внутреннее содержание доменов. Спредли определяет виды структурных вопросов.
- Таксономический анализ
Таксономия отличается от домена тем, что показывает отношения между всеми входящими в нее символами.
Данный анализ позволяет на основе структурных вопросов построить полную таксономию понятий, входящих в домен. В книге приведен процесс из 8-ми шагов для тщательного анализа.
- Контрастные вопросы
Контрастные вопросы помогают еще более тонко определить различия между различными терминами, полученными с предыдущего этапа, которые выглядят синонимами.
- Компонентный анализ
Данный анализ использует ответы, полученные на предыдущем шаге, и позволяет различить внутреннее содержание каждого термина (символа), которое и отличает один термин от другого. Приведено содержание 8-ми шагов такого анализа.
- Определение культурных тем (основ)
Существуют некие темы, которые повторяются в некоей культуре в совершенно разных местах. Эти темы не всегда декларируются явно. Приведены способы отыскания таких тем.
- Документирование этнографического исследования
Приведены различные уровни документирования, как по глубине, так и по соотношению использования языка культуры исследователи или изучаемой культуры. Дан алгоритм создания конечного документа для различных целей и различных видов аудитории.
Достоинства книги:
- Дана готовая пошаговая методика проведения этнографического исследования;
- Определены как цели каждого этапа так и конкретные задачи;
- Имеется теоретические обоснования метода;
- Доступная подача материала (не требует специальных знаний);
- Очень много примеров, которые хорошо иллюстрируют материал;
- Пригодится для разнообразных областей деятельности:
- социология;
- маркетинговые исследования потенциальных покупателей;
- контекстуальный анализ деятельности пользователей.
Дата публикации: 20 марта 2003 г.
Последнее изменение: 10 июня 2003 г.©Usability.Ru
Публикация материала только с согласия автора. При публикации ссылка на Usability.Ru обязательна!
Usability.Ru |
Новости |
Статьи |
Персоналии |
Коллективы |
Библиотека |
Глоссарий |
Уроки |
Форум |
Ссылки |