Алексей Копылов

Материалы к докладу на 9-м Юзабилити-семинаре

Дайджест-рецензия на книгу

The Ethnographic Interview by James P. Spradley

Купить на Амазоне

Определение предмета этнографии

Этнография занимается изучением и описанием культуры социума.

Определение культуры, данное в книге

Культура — это приобретенные знания, которые некоторая группа людей используют для интерпретации событий и реагирования на них.

В книге рассматриваются цели этнографии, как отдельной науки.

Процесс этнографического интервью

  1. Нахождение информантов
    Успешности данного процесса препятствует масса вещей: ошибочное восприятие информантом роли исследователя (путаница с традиционными ролями, с другими исследовательскими ролями). Так же мешают собственные исследования информантов. Спредли дает описание всех подводных камней этого процесса.

  2. Проведение интервью
    Спредли определяет, чем интервью отличается от других видов разговорных коммуникаций (монолог, дружеская беседа, лекция и так далее) и скрупулезно перечисляет элементы структуры типичного интервью, их взаимосвязь для того, что бы интервью было информативным. Так же автор дает советы, способствующие более естественному управления процессом интервью.

  3. Создание этнографических записей
    Перечисляются все разновидности записей:
    - краткий отчет;
    - расширенный отчет;
    - полевой журнал.
    Даются правила использования предметных языков.

  4. Типы вопросов
    Описательные вопросы позволяют получить массу полезной, но неструктурированной информации и подталкивают информантов на развернутые рассказы по заданной теме и заданной степени глубины. Так же Спредли рассматривает различные виды описательных вопросов и их роль в процессе проведения интервью.
    Описательные вопросы могут касаться пространства, времени, событий, людей, видов деятельности, объектов.

  5. Анализ результатов интервью
    Спредли объясняет, что значат символы для исследования культуры, как они связываются между собой и как они определяют смысл некоего события. Важный принцип: задавать вопросы надо по использованию того или иного культурного артефакта, а не по тому, что значит этот артефакт вообще.

  6. Проведение доменного анализа
    Любая категория символов, которая может содержать другую категорию (категории), называется доменом.
    Доменный анализ позволяет находить семантические связи между основными группами символов (доменами).

  7. Структурные вопросы
    Структурные вопросы позволяют узнать внутреннее содержание доменов. Спредли определяет виды структурных вопросов.

  8. Таксономический анализ
    Таксономия отличается от домена тем, что показывает отношения между всеми входящими в нее символами.
    Данный анализ позволяет на основе структурных вопросов построить полную таксономию понятий, входящих в домен. В книге приведен процесс из 8-ми шагов для тщательного анализа.

  9. Контрастные вопросы
    Контрастные вопросы помогают еще более тонко определить различия между различными терминами, полученными с предыдущего этапа, которые выглядят синонимами.

  10. Компонентный анализ
    Данный анализ использует ответы, полученные на предыдущем шаге, и позволяет различить внутреннее содержание каждого термина (символа), которое и отличает один термин от другого. Приведено содержание 8-ми шагов такого анализа.

  11. Определение культурных тем (основ)
    Существуют некие темы, которые повторяются в некоей культуре в совершенно разных местах. Эти темы не всегда декларируются явно. Приведены способы отыскания таких тем.

  12. Документирование этнографического исследования
    Приведены различные уровни документирования, как по глубине, так и по соотношению использования языка культуры исследователи или изучаемой культуры. Дан алгоритм создания конечного документа для различных целей и различных видов аудитории.

Достоинства книги:

  1. Дана готовая пошаговая методика проведения этнографического исследования;
  2. Определены как цели каждого этапа так и конкретные задачи;
  3. Имеется теоретические обоснования метода;
  4. Доступная подача материала (не требует специальных знаний);
  5. Очень много примеров, которые хорошо иллюстрируют материал;
  6. Пригодится для разнообразных областей деятельности:
    - социология;
    - маркетинговые исследования потенциальных покупателей;
    - контекстуальный анализ деятельности пользователей.

Дата публикации: 20 марта 2003 г.
Последнее изменение: 10 июня 2003 г.

©Usability.Ru
Публикация материала только с согласия автора. При публикации ссылка на
Usability.Ru обязательна!