#1 Первое правило веб-юзабилити

Ярослав Перевалов
GUI Designer, эксперт по usability

www.usability.ru

С чего начинается знакомство посетителя с сайтом?
Ну, скажем, если пользователь, например, точно знает, что должен быть такой сайт, -- какой-нибудь бренд: Кока-кола, Адидас, НТВ, Майкрософт, Памперс, и т.д.?

Хм. Ладно, спросим по другому.
Как вы думаете, с чего я начинаю юзабилити-экспертизу сайта?

Нет, я не готовлю обширного плана исследований, не вытаскиваю из пухлого портфеля заготовки пользовательских тестов, не протираю сухой тряпочкой запотевший штангенциркуль.

Я просто набираю адрес сайта в броузере.

«WWW.leningradspb.ru»

Извините, а почему я должен каждый раз набирать это треклятое WWW с точкой?

Я понимаю, в песне поётся замечательно.
В рекламе, особенно по радио, «вэвэвэ», и даже «три дабл’Ю» намекает о том, что речь идёт именно о веб-адресе рекламируемого бренда.

Но набирать-то зачем?

Понятно, что если уж потрудился и набрал, то должен попасть на сайт.
А если не набрал «www.adidas.ru», а просто «adidas.ru» ? Тоже должен попасть!
Это же очевидно, только вот многие, очень многие веб-строители на это не обращают внимания. А зря.

Если при попытке набрать адрес без трёх дабл-ю пользователь получает экран с надписью «сам дурак», то неопытный пользователь не попадёт на сайт вообще, а опытному придётся:

  1. выругаться
  2. ткнуть мышью в адресную строку для перемещения фокуса ввода
  3. ткнуть мышью ещё раз или воспользоваться стрелками для позиционирования курсора после «http://»
  4. набрать четыре символа (вместе с точкой), и хорошо, если в этот момент включена английская раскладка клавиатуры
  5. нажать Enter или Go.

Такое неуважение к пользователю может негативно отразиться на субъективной оценке пользователя. Бренду пользы не будет.

Следует также учесть, что пользователь теряет и ещё один важный ресурс – время (набрать–распознать проблему–снова набрать, или сразу набрать лишние четыре символа).

Бывают короткие адреса (например, ya.ru, rbc.ru), которые легче и быстрее набрать с клавиатуры, чем вызывать из закладок меню «Фэйворитс».
Зачем усложнять пользователю такой простой набор?

Чем меньше символов в адресе, тем легче пользователь запомнит адрес, и боле того, если в начале адреса не будет болтаться мусор в виде пилы из трёх дубль-ю, у пользователя гораздо лучше в памяти отпечатается название бренда (из психологии известно: обычно первый и последний элементы всегда лучше запоминаются).

Самое смешное то, что я сейчас агитирую за фишку, которая веб-строителям ничего не стоит (1-2 минуты работы веб-администратора в зависимости от квалификации) – просто надо корректно оформить домены второго и третьего уровня.

С другой стороны, цена её очень велика – это многие потерянные посетители и недовольство другой части посетителей, которые, не попав ещё на сайт, успели столкнуться с неграмотностью разработчиков и неуважением к собственной персоне.

Последняя неприятность, которая может приключиться с небрежным адресом – это нечистоплотность провайдеров, у которых вы имеете счастье хоститься.

Отсюда правило:

Позаботьтесь о том, чтобы ваш домен-бренд и поддомен "www" указывали на один и тот же ресурс.

Updated:

Важно, чтобы без ввв домен по крайней мере отвечал (спасибо Voldie).

Ссылка по теме (спасибо Toader):
http://webword.com/moving/wwwremoval.html

Вот, приятно было пнуть: http://microsoft.ru/

©Yaroslav Perevalov


Дата публикации: 24 сентября 2002 г.

©Usability.Ru
Публикация материала только с согласия автора. При публикации ссылка на Usability.Ru обязательна!