#4 Долбаные баннеры

Ярослав Перевалов
GUI Designer, эксперт по usability

www.usability.ru

Сегодня разговор пойдёт о вреде и пользе баннеров, о том, как с ними жить и бороться.

Первый баннер в сети

Первый баннер в сети появился в октябре 1994 года. И поскакал... ("Hot Wired signed its first ad contract with AT&T on April 15, 1994, and the site launched on October 27, 1994." ). Кстати, первый баннер был статичным.

Польза или вред?

Конечно, можно долго рассуждать о том, что реклама -- двигатель торговли.
Что без рекламы не бывает независимых СМИ. Что баннеры кормят не только их производителей (дизайнеров) и продвигателей (рекламные агенства, системы баннерного обмена и пр.), но и размещателей (сайты). Что без баннеров интернет был бы совсем другим, да и вопрос, был бы вообще.

Да что там греха таить -- ваш покорный слуга в своё время заработал несколько сотен долларов, проектируя UI для навороченной системы баннерной онлайн-статистики.

Но речь сейчас вовсе не об этом. Заметьте, в данной цепочке лиц, кому выгоден баннер (от дизайнера до сайтовладельца), отсутствует главный персонаж, для которого и во имя которого, по существу, должно быть всё -- посетитель, пользователь.

Так вот. Баннер для пользователя -- враг номер один.

Хороший баннер -- мёртвый баннер

Казалось бы, реклама на ТВ или в прессе -- дело привычное, чем хуже интернет?

Дело в том, что подавляющее большинство баннеров -- анимированные. А это сильно раздражает, отвлекает внимание на физиологическом уровне. Такова природа человеческого глаза -- движущиеся объекты привлекают внимание, поскольку эволюция приучила: в движущемся объекте может быть либо угроза, либо цель охоты. И рекламщики бессовестно эксплуатируют эту физиологию. Если страница усеяна многчисленными переливающимися, мигающими, сияющими и т.п. объектами, то выполнять основную пользовательскую задачу (например, искать нужный навигационный элемент или просто читать текст) крайне утомительно, получается быстрый психофизиологический перегруз пользователя.

Достоинство печатной продукции -- она статична. Даже реклама на ТВ -- штука гуманная, т.к. по сути у пользователя один объект -- видеоизображение. Телереклама легко вписывается в задачу пользователя -- воспринимать видеоряд.
Представте себе, что по экрану телевизора одновременно крутят десяток рекламных роликов -- каждый в своём окошечке. Надолго ли хватит зрителя?

Если заняться футуристическим фантазированием, то легко можно допустить, что преимущественно статичная на сегодняшний момент наружная реклама в виде фанерных щитов в скором времени будет повсеместно заменена на широкоформатные дисплеи. Что произойдёт? Каюк дорожному движению?

Кстати, на дороге уже повсеместно распространились щиты, на которых умельцы вставляют проблесковые маячки: болтается свеча зажигания с искоркой, или на изображённых автомобилях вдруг начинают подмигивать подфарники... Я бы на месте ГАИ штрафовал бы таких рекламщиков нещадно.

Фантазируя дальше, можно предсказать, что газеты трансформируются в тонкие дисплеи, которые можно будет комкать, сворачивать в трубочку, складывать в шестнадцать раз, рвать на куски и ходить с ними в сортир... Естественно, контентом подобные газеты будут заполняться по принципу веба -- беспроводно-онлайново. И каждый самый малюсенький рекламный блок начнёт подмигивать и переливаться... Каково будет читать такое?

Эффект баннерной слепоты

Учёные юзабилисты давно обнаружили следующий факт: у пользователей при работе с вебом вырабатывается характерная привычка не обращать внимания на любые визуальные элементы, похожие на рекламу. Этот эффект объясняется очень просто: так человек выстраивает для себя барьер, предохраняющий от психофизиологической перегрузки.

Отсюда вывод первый, для веб-строителей:
Никогда не делайте интерфейсных или информационных объектов, похожих на рекламу -- пользователи их не заметят.

Вывод второй, для рекламодателей:
Эффективность баннерной рекламы стремится к нулю. Баннеры вызывают в первую очередь раздражение посетителей.

Таким образом, баннерная реклама теряет свою информационную компоненту, при этом раздражающая компонета остаётся.

Частным следствием эффекта баннерной слепоты явился успех чисто текстовой рекламы, оформленной в виде гиперссылок -- пользователи привыкли "сканировать" гиперссылки на предмет ключевых слов.

Флеш-интервенция

Несмотря на то, что когнитивно опытные пользователи не обращают никакого внимания на рекламу, человеческий организм всё-таки вынужден тратить физиологические ресурсы на построение такого барьера, и утомление всё-таки происходит.

До определённого момента у пользователя был эффективный инструмент борьбы с мельтешением на экране: кнопка Stop в броузере (клавиша Esc) останавливала всю гифовую анимацию и можно было спокойно читать текст или разбираться в навигации в пределах одной страницы. Кроме того, можно было глобально отрубить гиф-анимацию, расчекав Internet Options/Advanced/Multimedia/Play animation.

Правда, умельцы-баннероклепатели и в такой ситуации придумали способ поиздеваться над посетителем -- делали текст или картинку на статичном баннере размытым -- и пользовательский глаз невольно напрягался, чтобы сфокусировать изображение, но чёткости таким образом добиться не получалось, что приводило к психической деструкции пользователя.

Но технологии не стоят на месте: человек всегда ухитряется против любого оружия придумать противооружие. В последнее время стало модными использование swf-баннеров, против которых пользователь зачастую безоружен.

Несмотря на то, что во флеше можно построить глубокий и развитый интерактив, пользователя, как правило, интересует только одно -- как отключить эту болтающуюся заразу.

Флешёвая реклама, кроме пресловутых анимационных баннеров, приобрела и другую разновидность -- это ублюдские кляксы-лягушки, выскакивающие на пользователя при открытии страницы и загораживающие своим жирным телом полезный контент. Такая жаба предлагает пользователю поиграть в увлекательную игру "Попробуй отключи!", при этом создатель такой рекламы обычно старается поглубже запрятать выключающую кнопочку, сделать её незаметнее.

Флеш-баннеры и лягушки -- явное надругательство над пользователем, бессовестное глумление над несчастным, ни в чём не виноватым посетителем, попрание его прав, свобод и доброй воли. И дело даже не в морально-психологическом аспекте, это уже физиологическое унижение.

Можно, конечно, попытаться на каждом флешёвом баннере вызвать контекстное меню и расчекать опцию Play, но это не всегда спасает от анимационных эффектов.

Флеш-агрессия на mp3search.ruПример:

Посетителя http://mp3search.ru/ отимели первый раз, выплюнув на него лягушку с труднозаметной кнопкой "Закрыть" (Попробуй, отыщи, только с секундомером :). На лягушке, к слову, изображён дебиловатого вида паренёк со спущенными штанами, очевидно, символизирующий этого самого посетителя (которого отимели).

И второй раз оттрахали, предъявив ему "неостанавливающийся" даже по чекбоксу "Play" swf-баннер.

Майкрософту (и его конкурентам) на заметку: срочно сделать плагинчик для эксплорера, чтобы по кнопке Stop насмерть останавливались SWF плюс глобальная настройка на вырубание макромедии в Internet Options.

Что же делать?

Ну, не подумайте, что я совсем против баннерной рекламы. Например, если рекламные площади на сайте приносят существенную сумму в статью доходов компании, то от такого сладкого куска тяжело отказаться.

Надо просто строже предъявлять требования к публикуемым рекламным материалам. Минимум анимации, идеал -- статичные баннеры.

Не следует забывать про хорошо себя зарекомендовавшую текстовую рекламу (которая не теряет своих свойств и при отключённой графике в броузере).

Кроме того, существуют и другие, отличные от баннерной рекламы, но не менее эффективные способы пиара.

Например, проект Usability.Ru вообще обходится без баннерной крутилки. С одной стороны, это принципиально некоммерческий, академический проект, с другой сторны, экономятся печатные площади, щадятся пользовательские нервы и глаза. Тем не менее проект достаточно популярный (по меркам проектов, посвящённых разработке софта и веба).

В чём секрет?

1. Удачно выбранный адрес сайта
2. Регистрация на поисковиках
3. Оригинальный и насущный контент
4. Размещение ссылок на сайт в тематических подборках ссылок
5. Обмен ссылками (не баннерами!) с профильными сайтами
6. Сервисы, востребованные посетителями
7. Неинтернетные публикации (СМИ)

Дата публикации: 4 декабря 2002 г.


Обрезание SWF-баннеров

После прочтения моей статьи про баннеры известный программист Игорь Нестеров написал на коленке за 10 минут скриптик, который убивает SWF-баннеры на открытой страничке броузера по дополнительной тулбарной кнопочке IE.

Поскольку код довольно сырой, нужны добровольцы-тестировщики, которые бы проверили и сообщили мне, на каких сайтах код не работает.

Код можно взять тут.

1. Распаковать зип в любую дирректорию.
2. В файле с расширением .reg подправить пути к распакованным файлам, соблюдая двойные слеши
3. Запустить файл с расширением .reg
4. Закрыть все окна IE
5. Открыть новое окно IE
6. Откастомайзить тулбар, добавив кнопочку "No Flash!"
7. Использовать эту кнопочку для убивания флеш-баннеров.
8. Там, где таковые не убиваются, присылать мне урлы.

©Yaroslav Perevalov


©Usability.Ru
Публикация материала только с согласия автора. При публикации ссылка на Usability.Ru обязательна!