Колонка автораСтатьиОбзоры программ и сайтовПримеры удачных решенийПримеры неудачных решенийЦентр Практичных Программ

 Монополисты и usability

У любой фирмы, имеющей конкурентов, значительно больше шансов прийти к пониманию необходимости применения специальных методов увеличения удобства использования их продуктов, в том числе и web-сайта самой фирмы. С компаниями-монополистами дело обстоит гораздо хуже. Они и пальцем не пошевелят, чтобы сделать свои услуги более доступными. Совершенно реальный и типичный пример такого подхода - web-сайт провайдера сети Интернет в г.Томске - организации под названием ТомскТелеком.

Театр начинается с вешалки, а web-сайт с главного меню. Любой посетитель приходит на сайт не просто так, а с определенной целью, чаще всего для того чтобы найти некую нужную ему информацию. Первый путеводитель по сайту в этом деле - главное меню. Поэтому в данном случае одного анализа меню вполне достаточно, чтобы понять что сайт не рассчитан на пользователей.

Во-первых меню сайта имеет довольно типичную структуру под названием "все свалили в одну кучу", т.е. не имеет ни какой структуры. А во-вторых оно представляет собой сплошную головоломку. Разберем пункты по отдельности:

Home - Первый же вопрос, который возникает в голове, а почему не по-русски? Конечно опытные пользователи Интернет'а смогут догадаться, что это значит, а остальные? К тому же большинство нормальных русских людей прочитают это слово просто как Ноте, чем еще больше запутают себя.

Для пользователей - Слово пользователь очень ёмкое, поэтому этот пункт порождает кучу вопросов. Для каких пользователей? Для пользователей чего? В контексте данного сайта можно выделить три группы людей, которые так или иначе могут называться пользователями:

- Пользователь комьютера или даже пользователь интернет
- Пользователь услуг этого провайдера (абонент)
- Пользователь сайта (посетитель)

Но даже если посетитель угадает правильное значение этого слова здесь, ему придется угадывать, что же скрывается за этой ссылкой. 

Услуги - Та же самая история. Какие услуги? Чьи услуги? Услуги для кого? Здесь я подскажу, что же скрывается за этой ссылкой, чтобы продемонстрировать еще один пример "заботы" о пользователях. Нажав на эту ссылку вы увидете страницу,  озаглавленную "ТАРИФЫ НА УСЛУГИ СЕТИ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ". Вот как! Не цены, не расценки, не стоимость, а ТАРИФЫ. Интересно, а что они имеют в виду под термином "сеть передачи данных"?  Но главное в конце концов не это, а то, что страница, на которую мы попали состоит из одной большой таблицы, в которой перечислены услуги и цены в терминологии профессионала компьютерных сетей. Поди, простой посетитель, отыщи здесь, то что ты хочешь.

Подключение - И опять название пункта не дает никаких намеков о том, что ждет посетителя за ним. Подключение чего к чему? А если посетитель еще не знает, что цены на подключение к Интернет находятся в разделе Услуги, то ничто не помешает ему подумать, что они находятся именно здесь.

Хостинг - Опять же специализированный термин  и т.д. 

Итак, хорошо видно, что главное меню сайта построено в соотвествии с внутренними нуждами фирмы, а  не с точки зрения удовлетворения потребностей пользователя. Повторю еще раз - на сайт заходит не кто-попало, и не зачем-попало, а вполне определенные люди, с определенными задачами. Ниже я попытался вообразить потенциальные типы пользователей подобного сайта и их задачи. 
  • Простой пользователь, использующий Интернет дома. Уже подключен к Интернет и немного знаком с ним. Желает посмотреть ваши цены на подключение через модем, и сравнить их с ценами своего провайдера.
  • Пользователь, только начинающий осваивать Интернет. Воспользовавшись компьютером друга зашел на ваш сайт для того чтобы узнать, что ему нужно для того, чтобы подключиться к Интернет у себя дома.
  • Пользователь, уже подключенный к Интернет через вашу фирму. Теперь ему нужен еще и почтовый ящик. Что нужно для этого сделать?
  • Администратор сети, обдумывающий в своей фирме переход от диал-ап'а к выделенной линии. Сколько будет это стоить? Что для этого нужно?
  • Пользователь, недавно подключившийся к вам, желает посмореть статистику моей работы.
  • Коммерческая фирма, желающая сделать свой сайт в инете. Куда обращаться?

Как видите, меню сайта не является указателем и не дает четкого ответа, куда же идти посетителю ни для одной из этих ситуаций. И это только наиболее очевидные примеры. По-хорошему здесь требуется тщательный анализ. Только вот возъмется ли когда-нибудь эта фирма его провести? Думаю что нет, монополист - он и в Сибири монополист ...

13.12.2000

 Назад в Обзоры Программ