Монополисты и usability У любой фирмы, имеющей конкурентов, значительно больше шансов прийти к пониманию необходимости применения специальных методов увеличения удобства использования их продуктов, в том числе и web-сайта самой фирмы. С компаниями-монополистами дело обстоит гораздо хуже. Они и пальцем не пошевелят, чтобы сделать свои услуги более доступными. Совершенно реальный и типичный пример такого подхода - web-сайт провайдера сети Интернет в г.Томске - организации под названием ТомскТелеком. Театр начинается с вешалки, а web-сайт с главного меню. Любой посетитель приходит на сайт не просто так, а с определенной целью, чаще всего для того чтобы найти некую нужную ему информацию. Первый путеводитель по сайту в этом деле - главное меню. Поэтому в данном случае одного анализа меню вполне достаточно, чтобы понять что сайт не рассчитан на пользователей. Во-первых меню сайта имеет довольно типичную структуру под названием "все свалили в одну кучу", т.е. не имеет ни какой структуры. А во-вторых оно представляет собой сплошную головоломку. Разберем пункты по отдельности: Home - Первый же вопрос, который возникает в голове, а почему не по-русски? Конечно опытные пользователи Интернет'а смогут догадаться, что это значит, а остальные? К тому же большинство нормальных русских людей прочитают это слово просто как Ноте, чем еще больше запутают себя. Для пользователей - Слово пользователь очень ёмкое, поэтому этот пункт порождает кучу вопросов. Для каких пользователей? Для пользователей чего? В контексте данного сайта можно выделить три группы людей, которые так или иначе могут называться пользователями: - Пользователь комьютера или
даже пользователь интернет Но даже если посетитель угадает правильное значение этого слова здесь, ему придется угадывать, что же скрывается за этой ссылкой. Услуги - Та же самая история. Какие услуги? Чьи услуги? Услуги для кого? Здесь я подскажу, что же скрывается за этой ссылкой, чтобы продемонстрировать еще один пример "заботы" о пользователях. Нажав на эту ссылку вы увидете страницу, озаглавленную "ТАРИФЫ НА УСЛУГИ СЕТИ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ". Вот как! Не цены, не расценки, не стоимость, а ТАРИФЫ. Интересно, а что они имеют в виду под термином "сеть передачи данных"? Но главное в конце концов не это, а то, что страница, на которую мы попали состоит из одной большой таблицы, в которой перечислены услуги и цены в терминологии профессионала компьютерных сетей. Поди, простой посетитель, отыщи здесь, то что ты хочешь. Подключение - И опять название пункта не дает никаких намеков о том, что ждет посетителя за ним. Подключение чего к чему? А если посетитель еще не знает, что цены на подключение к Интернет находятся в разделе Услуги, то ничто не помешает ему подумать, что они находятся именно здесь. Хостинг - Опять же специализированный термин и т.д. |
Итак,
хорошо видно, что главное меню сайта
построено в соотвествии с внутренними
нуждами фирмы, а не с точки зрения
удовлетворения потребностей
пользователя. Повторю еще раз - на сайт
заходит не кто-попало, и не зачем-попало,
а вполне определенные люди, с
определенными задачами. Ниже я
попытался вообразить потенциальные
типы пользователей подобного сайта и их
задачи.
Как видите, меню сайта не является указателем и не дает четкого ответа, куда же идти посетителю ни для одной из этих ситуаций. И это только наиболее очевидные примеры. По-хорошему здесь требуется тщательный анализ. Только вот возъмется ли когда-нибудь эта фирма его провести? Думаю что нет, монополист - он и в Сибири монополист ... |
13.12.2000 |